Сегодня по прошествии 20 лет со дня опубликования данной статьи (по краеведчиским работам А. Соболева)хотелось бы дать этой статье новую жизнь... (как бы не символично это звучит вышла она в 1988 году по просьбе преподавателей истории, краеведов и читателей, интересующихся прошлым нашего района) впервые работы были опубликованы 40 лет назад...Да че там говорить читаем... (набор мой с газеты "Знамя труда" 1988 г.)
По неоднократным просьбам преподавателей истории, краеведов и читателей, интересующихся прошлым нашего района, газета вновь начинает публикацию краеведческих работ А.М.Соболева. Впервые они были опубликованы почти два десятка лет назад и стали практически недоступны широкому кругу читателей. Для исторических работ А.М. Соболева, хотя и сделанных любителем, характерен высокий профессионализм, достоверность исторических фактов, подтверждаемых архивными материалами. О самом авторе, Алексее Михайловиче Соболеве, наша газета рассказала в этом году в № 23, 25, 26, 27 в очерке «Его знал маршал Жуков». ЗА ЗАВЕСОЙ ДВУХ ВЕКОВ ( А. Соболев) В 1644 году непоседливые и предприимчивые монахи Тихон, Паисий, Козьма да Пафнутий появились на реке большой Какше, построили землянку – келью и назвали это место пустыней Ченебечихой. Вскоре к ним присоединился монашеский поп Корнилий. Десять лет старцы приглядывались к окрестностям, оценивали почвы, леса и речки. Понравились им эти места красотой и климатом, разнообразием и богатством лесов, диких животных и зверей, птиц, ягод и грибов. Реки и озера кишели рыбой в Большой и Малой Какшах вылавливали судаков и стерлядей, а по весне попадались осетры и белая рыбица. Большими колониями по речкам селились бобры и выдры. Находили старцы в лесах и пустоши – так назвались залежи когда-то возделываемой земли, а потом оставленные и заросшие мелколесьем, сочной травой или ягодниками земляники, малины, смородины. На одной пустоши они были поражены зарослями хмеля и называли ее Хмелевицей, а в двух верстах по реке шаре обнаружили пустошь. Густо заросшую ивняком. Среди ив они нашли развалины церкви и надгробные камни – следы давнишних русских поселений. Встречали старцы на лесных тропах и беглых людей, укрывавшихся от преследования царских властей в глухом Заветлужье, но нигде не встречали хозяев богатых земель, никто о них и слыхом не слыхивал. Тогда монахи обратились к царю Михаилу Федоровичу с челобитной. В которой писали, что живут они на пустыне Ченебечихе, приискали много пустошек и по речке Малой Какшице и пустошке Ивняжной на реке Шаре. «а на той пустошке Ивняжной знать была церковь божия и оклад церковной знать и каменье на могилах есть». Монахи доносили, что земли за рекой Ветлугой свободные, никем не заняты. А до марийцев «о тех пустошей дикого лесу верст сто и больше, и вдоль по реке Ветлуге дикого лесу на тысячу и больше». Они просили царя. Чтобы он позволил на пустыне Ченебечихе построить церковь и отдал бы им во владение земли с облюбованными пустошами. Царские сановники в 1654 году приказали Галическому воеводе доподлинно узнать «про пустошь Ченебечиху и про иные пустоши… не дворцовые ли, не поместные ли, и не вотчинные ли, и кому не отданы ли, и буде скажут, что оне… лежат в порозжих землях, то тем старцам велеть ими владеть». Расследование показало, что земли по рекам Большой и Малой Какшам никому не принадлежали, и тогда царь разрешил монахам построить церковь и отдал им во владение пустоши Жеребчиху, Колдиху, Болото, Кахчуриху, Ивняжную, Свечку, Нечаиху, Яникитиху, Микитиху, Хмелевицу, Высокую, Семенкову, Целегородку, Анцириху, Альбурдиху, Покаляйку, что у Кумышева озера. Высланный «межевщик» Своитий Шишкин в 1657 году определил земельные владения новых церковных феодалов и в документе зафиксировал «…поверстно до реки Ветлуги и рекою Ветлугою до устья речки Нейки на сорок верст и в том поверстном лесу озеро Кумышево, озеро Черное, озеро Юрьево, озеро Изерчино, озеро Мартыново. И с малыми озерками и с черными речки и в Ветлуге реке рыбная ловля и сенные покосы. А поперек поверстного лесу от Ветлуги реки по верхотину Малыя Какши пятьдесят верст…». В этом лесу были починки Холкин и Панин, а в них «крестьянин Якуйка Симанов с детьми с Савкою да с Ивашкою , да с Феткою, да с Панфилом, да с Демкою, да с Васкою, Мартынко, да Фетка Меркурьевы, Ульянко Емельянов с сыном Трифонком». Тогда владению были отбиты и межи: «…от устья реки Нейки на сосне грань, возле сосны яма… От той сосны и от ямы прямо на большую реку Вахтану, а от Вахтаны реки прямо на верхотину Малые реки Какши; а от тое верхотины прямо на старую Еранскую дорогу, и на Крутой враг – на елях грани и ямы покопаны по обе стороны Еранской дороги. И с того врага прямо на Темтей ручей и у тое Темты реки на елях грани и ямы выкопаны и с тое Темты реки прямо на Кумышевские прости… до реки до Ветлуги и тою рекою Ветлугою вверх по устье ж речки Нейки и до тое ж сосны и до ямы». Всего было отписано и отмежевано пяти монахам пустыни Ченебечихе два жилых починка Холкин и Панин, в них 15 дворов, 43 жителя «крестьянских и бобыльских» людей, 16 пустошей и около 2000 квадратных километров лесных, земельных и водных угодий. Владеть такой большой вотчиной монахам оказалось не под силу. Их одолевали поборами и налогами беглые люди и чиновники Ветлужской волости. Старцы вновь обратились к царю и просили свою вотчину приписать к Макариево – Унженскому монастырю. В 1661 году царь присоединил эту вотчину к монастырю и повелел всем крестьянам, которые живут в Ченебечихе, в починках Холкине и Панине, и «на пустошах учнуть житии». Слушаться игуменов и монахов, «пашню на них пахать и доход монастырский платить». Стремясь скорее заселить полученные земли и иметь с них доходы, монахи принимали беглых, сманивали к себе и помещичьих крестьян. Игумен Макарьевского монастыря в 1662 году писал назидание старцу Тихону: «А про то нам ведомо, что ты без дела по деревням бродишь недели по две и по три, и ты так делаешь не гораздо. Впредь бы тебе так не делать, жить в монастыре. А бобылей бы тебе прохожих, которые нам не прочны. Отнюдь часу не держать, высылать вон и вновь не принимать». Дошли вести до Галического воеводы, что в Холкине Ветлужской волости «Якушка Исаков самовольно живет, и там женился и делает кузнечное дело». Игумен отрицал это: «Исаков жил в Новоуспенском по отпускной в бобылях и тружениках, не беглый». Однако в конце концов Якушка был отправлен под охраной к Галическому воеводе для сопровождения помещику. Прошло три года, и к царю пришла жалоба от начальства Царево-Кокшайского уезда Казанской губернии. В ней говорилось, что монастырь захватил земли ясашных, то есть плативших в казну дань, марийцев и что заселение охотничьих угодий, захват рыбных и бобровых мест по Ветлуге и Какшам привел к тому, что марийцы будто бы стали уходить дальше в леса, « многие ясачные дворы запустели и врозь разошлись». Челобитчики просили царя «те пустыни и крестьянские деревни и починки, которые строены, досмотреть и с тех пустынь старцев и крестьян свести за Ветлугу реку по – прежнему, где кто жил». Игумен монастыря в свою очередь писал царю, что царевококшайцы доносят ложно и хотят разорить пустынь Ченебечиху, «крестьян с тое земли сбить и тою землею завладеть напрасно, так как та земля порозжа и никто ею не владеет». В 1666 году на место выехали чиновники на этот раз из Казани. Оказалось, что прошло уже несколько лет, как из Ченебечихи старцы переселились на речку Малую Какшу и там основали пустынь Нечаиху, и на этой пустыне построено шесть келий, часовня, заложена церковь, а около Нечаихи основались три починка и в них девять дворов. Землями же возле Ченебечихи завладел окольничий князь Данило Великогагин. Спор между монастырем и царевокакшайцами разрешили мировой в том же 1666 году. В конце 1680-х годов игумен монастыря переселил за реку Ветлугу многих крестьян из Тимошина, Заречья, Поломы и других деревень, расположенных вблизи монастыря. Надо полагать, что тогда-то и появились починки Хмелевица и Красногорка на Малой Какше, а по старой Еранской дороге – Никитиха, Полома, Караваиха и Мирониха. Царь Петр I заменил подворный налог подушным и ввел рекрутчину для укомплектования армии. Потребовалось учесть все мужское население. В 1719 году в Воскресенском стане Ветлужской волости Унженского уезда Галической провинции Архангелогородской губернии проводилась первая перепись мужчин, а в 1722 году – проверка правильности учета или ревизия. Списки мужского населения назывались ревизскими душами. Из документов ревизии., хранящихся в архивах до наших дней, видно, что двести пятьдесят лет назад в деревнях Хмелевице проживало 109 душ, в Красногорке – 34, в Никитихе – 63, в Миронихе – 39, в Поломе – 35, Короваихе – 27 и в Починках, Дыхалихе – 32 и Мураеве – 21 ревизская душа. Всего же за рекой Ветлугой в вотчине монастыря имелось 22 поселения, в них проживало 834 ревизские души. Многие из тогдашних деревень вблизи Новоуспенского ныне входят в Ветлужский район. Наступил спад в заселении земель Заветлужья. Это объясняется тем, что Макарьевский монастырь имел всего 3428 душ и был не в состоянии освоить огромные вотчины по реке Унже и за рекой Ветлугой, и в то же время его права на землю не допускали посторонних поселенцев. Монастырь стал преградой в освоении земель в бассейнах Большой и Малой Какш. В глухих заболоченных лесах по Малой Какше и ее притокам селились и беглые крестьяне, даже из того же Макарьевского монастыря. Такие починки не попадали в сказки и списки. Но приходило время, власти о них узнавали и записывали в «подушный оклад». «Вновь поселенный починок Хмелевка в 1754 году оказавшийся оного монастыря беглые и прописные крестьяне…» впервые попал в ревизские сказки только в 1762 году. «Село Хмелевицкое, которое во второй ревизии (в 1747 году) записано деревне Хмелевицею» при ревизии в 1762 году имело 530 жителей, из них 249 мужчин. Тогда же учтены и «в подушной оклад положены» в деревне Лаптеве 7 душ, в Красногорке – 99, в Починках Дыхалихе – 73 и в Мураве – 27. Впервые упоминается починок Скородумов. В нем было 20 ревизских душ, приехавших из Понизовской волости Унженского уезда, из деревень Хмелевки, Марковки, Могилева, Катабанихи, Ефина и села Тимошина. Численность населения в селе Хмелевицком возросла за счет переселения крестьян из Новоуспенского стола (так называлась низшая административная единица в монастырских вотчинах). Например, из деревни Щекино (ныне Стешиха) переведено 6 семей, из Крутцов – 3 и из разных деревень – еще 8 семей. Реформа 1764 года упразднила право монастырей владеть вотчинами, и все управление бывшими монастырскими и церковными землями с проживавшими на них крестьянами перешло в коллегию экономии, а позднее – в ведомство государственных имуществ. С этого времени наши предки стали называться не монастырскими, а государственными крестьянами. Началось более интенсивное заселение нынешнего Шахунского района. Перепись 1795 года (5-я ревизия) дает нам сведения, что в бассейне Малой и между этой речкой и Большой Какшей, приписанных к селу Хмелевицкому, было уже 16 деревень и 46 починок. Среди них упомянем две Тулумбаихи, которые нынче называются Андрианово и Тумбалиха, Высоковку. Валявино, Обаниху, Большую и Малую Свечу, Ломы, Большое Широкое, Фадеево, Родиху, Вахтан Рачки и деревни помещика Салтыкова – Голицино. Ботаниху и Вахтану нынешнего Верховского сельсовета. Восточнее Извала до речки Ошмы были непролазные, заболоченные леса, в которых редко редко встречались поселения марийцев, появившихся здесь в последней четверти XVIII века. Там была Романическая волость, центром которой являлась деревня Ромачи. В этой волости было 14 поселений, среди них Тоншаево, Ширта, Куверба, Ошкаты. Во всех деревнях насчитывалось 96 дворов, и в них проживало 558 «государственных новокрешенных ясашных крестьян». Территория нынешнего Черновского сельсовета вначале заселялась со стороны Уренщины. В 1747 году появился «новопоселяющийся починок» Пристань на реке Вае. В нем тогда проживал 61 человек. Из них 40 мужчин. Новоселы переехали из разных деревень Уренщины, чтобы уединиться в нетронутых лесах верховья реки Ваи, где можно было свободно свершать церковные службы по книгам старого письма, креститься двумя перстами и держаться древних обрядов. В 1762 году возникли новые поселения: починки Пристань, что на ручье Отломке, Березники, Курдома. Пристань на Отломке основана переселенцами из деревень Горева и Ваи. Все четыре семьи на Уренщину переехали из Олонецкого уезда. На починок Березники две семьи выехали из деревни Пристани (на Вае). В этом же году на небольшом ручье поселялся новый починок Черный ручей – нынешнее село Черное. В него переехали две семьи из пристани (на Вае), семья из деревни Ваи и семья из починка Горева. За последнее 40 лет возникли мелкие починки Высокий (Высоковка), Решитиха, Рыбков, Отлом и Одинцово. Старая «еранская» дорога из села Верхнего Воскресенья (позднее город Ветлуга) пролегла через Новоуспенское, Родиху, Полому, Никитиху, Починок Широково, за Крутым Оврагом поворачивала на восток и дальше шла где-то по водоразделу притоков Ваи и Малой Какши. В конце XVIII века был проложен «большой торговый тракт» город Ветлуга – Казань. Немало труда было потрачено при прокладке этого тракта. На заболоченных местах возводились гати, укладывались фашины, а через пойму и реку Ваю был поставлен на сваях мост длиною в 560 саженей (1180 метров) « и вслед за ним другой, устроенный на сваях же через болота в 192 сажени длины» мост. Это была единственная дорога, по которой наши предки могли выходить «в свет». (продолжение следует)
Метки:
Комментарии
Ченебечиха
Ченебечиха