За завесой двух веков...

Сегодня по прошествии 20 лет со дня опубликования данной статьи (по краеведчиским работам А. Соболева)хотелось бы дать этой статье новую жизнь... (как бы не символично это звучит вышла она в 1988 году по просьбе преподавателей истории, краеведов и читателей, интересующихся прошлым нашего района) впервые работы были опубликованы 40 лет назад...Да че там говорить читаем... (набор мой с газеты "Знамя труда" 1988 г.)

По неоднократным просьбам преподавателей истории, краеведов и читателей, интересующихся прошлым нашего района, газета вновь начинает публикацию краеведческих работ А.М.Соболева. Впервые они были опубликованы почти два десятка лет назад и стали практически недоступны широкому кругу читателей. Для исторических работ А.М. Соболева, хотя и сделанных любителем, характерен высокий профессионализм, достоверность исторических фактов, подтверждаемых архивными материалами. О самом авторе, Алексее Михайловиче Соболеве, наша газета рассказала в этом году в № 23, 25, 26, 27 в очерке «Его знал маршал Жуков». ЗА ЗАВЕСОЙ ДВУХ ВЕКОВ ( А. Соболев) В 1644 году непоседливые и предприимчивые монахи Тихон, Паисий, Козьма да Пафнутий появились на реке большой Какше, построили землянку – келью и назвали это место пустыней Ченебечихой. Вскоре к ним присоединился монашеский поп Корнилий. Десять лет старцы приглядывались к окрестностям, оценивали почвы, леса и речки. Понравились им эти места красотой и климатом, разнообразием и богатством лесов, диких животных и зверей, птиц, ягод и грибов. Реки и озера кишели рыбой в Большой и Малой Какшах вылавливали судаков и стерлядей, а по весне попадались осетры и белая рыбица. Большими колониями по речкам селились бобры и выдры. Находили старцы в лесах и пустоши – так назвались залежи когда-то возделываемой земли, а потом оставленные и заросшие мелколесьем, сочной травой или ягодниками земляники, малины, смородины. На одной пустоши они были поражены зарослями хмеля и называли ее Хмелевицей, а в двух верстах по реке шаре обнаружили пустошь. Густо заросшую ивняком. Среди ив они нашли развалины церкви и надгробные камни – следы давнишних русских поселений. Встречали старцы на лесных тропах и беглых людей, укрывавшихся от преследования царских властей в глухом Заветлужье, но нигде не встречали хозяев богатых земель, никто о них и слыхом не слыхивал. Тогда монахи обратились к царю Михаилу Федоровичу с челобитной. В которой писали, что живут они на пустыне Ченебечихе, приискали много пустошек и по речке Малой Какшице и пустошке Ивняжной на реке Шаре. «а на той пустошке Ивняжной знать была церковь божия и оклад церковной знать и каменье на могилах есть». Монахи доносили, что земли за рекой Ветлугой свободные, никем не заняты. А до марийцев «о тех пустошей дикого лесу верст сто и больше, и вдоль по реке Ветлуге дикого лесу на тысячу и больше». Они просили царя. Чтобы он позволил на пустыне Ченебечихе построить церковь и отдал бы им во владение земли с облюбованными пустошами. Царские сановники в 1654 году приказали Галическому воеводе доподлинно узнать «про пустошь Ченебечиху и про иные пустоши… не дворцовые ли, не поместные ли, и не вотчинные ли, и кому не отданы ли, и буде скажут, что оне… лежат в порозжих землях, то тем старцам велеть ими владеть». Расследование показало, что земли по рекам Большой и Малой Какшам никому не принадлежали, и тогда царь разрешил монахам построить церковь и отдал им во владение пустоши Жеребчиху, Колдиху, Болото, Кахчуриху, Ивняжную, Свечку, Нечаиху, Яникитиху, Микитиху, Хмелевицу, Высокую, Семенкову, Целегородку, Анцириху, Альбурдиху, Покаляйку, что у Кумышева озера. Высланный «межевщик» Своитий Шишкин в 1657 году определил земельные владения новых церковных феодалов и в документе зафиксировал «…поверстно до реки Ветлуги и рекою Ветлугою до устья речки Нейки на сорок верст и в том поверстном лесу озеро Кумышево, озеро Черное, озеро Юрьево, озеро Изерчино, озеро Мартыново. И с малыми озерками и с черными речки и в Ветлуге реке рыбная ловля и сенные покосы. А поперек поверстного лесу от Ветлуги реки по верхотину Малыя Какши пятьдесят верст…». В этом лесу были починки Холкин и Панин, а в них «крестьянин Якуйка Симанов с детьми с Савкою да с Ивашкою , да с Феткою, да с Панфилом, да с Демкою, да с Васкою, Мартынко, да Фетка Меркурьевы, Ульянко Емельянов с сыном Трифонком». Тогда владению были отбиты и межи: «…от устья реки Нейки на сосне грань, возле сосны яма… От той сосны и от ямы прямо на большую реку Вахтану, а от Вахтаны реки прямо на верхотину Малые реки Какши; а от тое верхотины прямо на старую Еранскую дорогу, и на Крутой враг – на елях грани и ямы покопаны по обе стороны Еранской дороги. И с того врага прямо на Темтей ручей и у тое Темты реки на елях грани и ямы выкопаны и с тое Темты реки прямо на Кумышевские прости… до реки до Ветлуги и тою рекою Ветлугою вверх по устье ж речки Нейки и до тое ж сосны и до ямы». Всего было отписано и отмежевано пяти монахам пустыни Ченебечихе два жилых починка Холкин и Панин, в них 15 дворов, 43 жителя «крестьянских и бобыльских» людей, 16 пустошей и около 2000 квадратных километров лесных, земельных и водных угодий. Владеть такой большой вотчиной монахам оказалось не под силу. Их одолевали поборами и налогами беглые люди и чиновники Ветлужской волости. Старцы вновь обратились к царю и просили свою вотчину приписать к Макариево – Унженскому монастырю. В 1661 году царь присоединил эту вотчину к монастырю и повелел всем крестьянам, которые живут в Ченебечихе, в починках Холкине и Панине, и «на пустошах учнуть житии». Слушаться игуменов и монахов, «пашню на них пахать и доход монастырский платить». Стремясь скорее заселить полученные земли и иметь с них доходы, монахи принимали беглых, сманивали к себе и помещичьих крестьян. Игумен Макарьевского монастыря в 1662 году писал назидание старцу Тихону: «А про то нам ведомо, что ты без дела по деревням бродишь недели по две и по три, и ты так делаешь не гораздо. Впредь бы тебе так не делать, жить в монастыре. А бобылей бы тебе прохожих, которые нам не прочны. Отнюдь часу не держать, высылать вон и вновь не принимать». Дошли вести до Галического воеводы, что в Холкине Ветлужской волости «Якушка Исаков самовольно живет, и там женился и делает кузнечное дело». Игумен отрицал это: «Исаков жил в Новоуспенском по отпускной в бобылях и тружениках, не беглый». Однако в конце концов Якушка был отправлен под охраной к Галическому воеводе для сопровождения помещику. Прошло три года, и к царю пришла жалоба от начальства Царево-Кокшайского уезда Казанской губернии. В ней говорилось, что монастырь захватил земли ясашных, то есть плативших в казну дань, марийцев и что заселение охотничьих угодий, захват рыбных и бобровых мест по Ветлуге и Какшам привел к тому, что марийцы будто бы стали уходить дальше в леса, « многие ясачные дворы запустели и врозь разошлись». Челобитчики просили царя «те пустыни и крестьянские деревни и починки, которые строены, досмотреть и с тех пустынь старцев и крестьян свести за Ветлугу реку по – прежнему, где кто жил». Игумен монастыря в свою очередь писал царю, что царевококшайцы доносят ложно и хотят разорить пустынь Ченебечиху, «крестьян с тое земли сбить и тою землею завладеть напрасно, так как та земля порозжа и никто ею не владеет». В 1666 году на место выехали чиновники на этот раз из Казани. Оказалось, что прошло уже несколько лет, как из Ченебечихи старцы переселились на речку Малую Какшу и там основали пустынь Нечаиху, и на этой пустыне построено шесть келий, часовня, заложена церковь, а около Нечаихи основались три починка и в них девять дворов. Землями же возле Ченебечихи завладел окольничий князь Данило Великогагин. Спор между монастырем и царевокакшайцами разрешили мировой в том же 1666 году. В конце 1680-х годов игумен монастыря переселил за реку Ветлугу многих крестьян из Тимошина, Заречья, Поломы и других деревень, расположенных вблизи монастыря. Надо полагать, что тогда-то и появились починки Хмелевица и Красногорка на Малой Какше, а по старой Еранской дороге – Никитиха, Полома, Караваиха и Мирониха. Царь Петр I заменил подворный налог подушным и ввел рекрутчину для укомплектования армии. Потребовалось учесть все мужское население. В 1719 году в Воскресенском стане Ветлужской волости Унженского уезда Галической провинции Архангелогородской губернии проводилась первая перепись мужчин, а в 1722 году – проверка правильности учета или ревизия. Списки мужского населения назывались ревизскими душами. Из документов ревизии., хранящихся в архивах до наших дней, видно, что двести пятьдесят лет назад в деревнях Хмелевице проживало 109 душ, в Красногорке – 34, в Никитихе – 63, в Миронихе – 39, в Поломе – 35, Короваихе – 27 и в Починках, Дыхалихе – 32 и Мураеве – 21 ревизская душа. Всего же за рекой Ветлугой в вотчине монастыря имелось 22 поселения, в них проживало 834 ревизские души. Многие из тогдашних деревень вблизи Новоуспенского ныне входят в Ветлужский район. Наступил спад в заселении земель Заветлужья. Это объясняется тем, что Макарьевский монастырь имел всего 3428 душ и был не в состоянии освоить огромные вотчины по реке Унже и за рекой Ветлугой, и в то же время его права на землю не допускали посторонних поселенцев. Монастырь стал преградой в освоении земель в бассейнах Большой и Малой Какш. В глухих заболоченных лесах по Малой Какше и ее притокам селились и беглые крестьяне, даже из того же Макарьевского монастыря. Такие починки не попадали в сказки и списки. Но приходило время, власти о них узнавали и записывали в «подушный оклад». «Вновь поселенный починок Хмелевка в 1754 году оказавшийся оного монастыря беглые и прописные крестьяне…» впервые попал в ревизские сказки только в 1762 году. «Село Хмелевицкое, которое во второй ревизии (в 1747 году) записано деревне Хмелевицею» при ревизии в 1762 году имело 530 жителей, из них 249 мужчин. Тогда же учтены и «в подушной оклад положены» в деревне Лаптеве 7 душ, в Красногорке – 99, в Починках Дыхалихе – 73 и в Мураве – 27. Впервые упоминается починок Скородумов. В нем было 20 ревизских душ, приехавших из Понизовской волости Унженского уезда, из деревень Хмелевки, Марковки, Могилева, Катабанихи, Ефина и села Тимошина. Численность населения в селе Хмелевицком возросла за счет переселения крестьян из Новоуспенского стола (так называлась низшая административная единица в монастырских вотчинах). Например, из деревни Щекино (ныне Стешиха) переведено 6 семей, из Крутцов – 3 и из разных деревень – еще 8 семей. Реформа 1764 года упразднила право монастырей владеть вотчинами, и все управление бывшими монастырскими и церковными землями с проживавшими на них крестьянами перешло в коллегию экономии, а позднее – в ведомство государственных имуществ. С этого времени наши предки стали называться не монастырскими, а государственными крестьянами. Началось более интенсивное заселение нынешнего Шахунского района. Перепись 1795 года (5-я ревизия) дает нам сведения, что в бассейне Малой и между этой речкой и Большой Какшей, приписанных к селу Хмелевицкому, было уже 16 деревень и 46 починок. Среди них упомянем две Тулумбаихи, которые нынче называются Андрианово и Тумбалиха, Высоковку. Валявино, Обаниху, Большую и Малую Свечу, Ломы, Большое Широкое, Фадеево, Родиху, Вахтан Рачки и деревни помещика Салтыкова – Голицино. Ботаниху и Вахтану нынешнего Верховского сельсовета. Восточнее Извала до речки Ошмы были непролазные, заболоченные леса, в которых редко редко встречались поселения марийцев, появившихся здесь в последней четверти XVIII века. Там была Романическая волость, центром которой являлась деревня Ромачи. В этой волости было 14 поселений, среди них Тоншаево, Ширта, Куверба, Ошкаты. Во всех деревнях насчитывалось 96 дворов, и в них проживало 558 «государственных новокрешенных ясашных крестьян». Территория нынешнего Черновского сельсовета вначале заселялась со стороны Уренщины. В 1747 году появился «новопоселяющийся починок» Пристань на реке Вае. В нем тогда проживал 61 человек. Из них 40 мужчин. Новоселы переехали из разных деревень Уренщины, чтобы уединиться в нетронутых лесах верховья реки Ваи, где можно было свободно свершать церковные службы по книгам старого письма, креститься двумя перстами и держаться древних обрядов. В 1762 году возникли новые поселения: починки Пристань, что на ручье Отломке, Березники, Курдома. Пристань на Отломке основана переселенцами из деревень Горева и Ваи. Все четыре семьи на Уренщину переехали из Олонецкого уезда. На починок Березники две семьи выехали из деревни Пристани (на Вае). В этом же году на небольшом ручье поселялся новый починок Черный ручей – нынешнее село Черное. В него переехали две семьи из пристани (на Вае), семья из деревни Ваи и семья из починка Горева. За последнее 40 лет возникли мелкие починки Высокий (Высоковка), Решитиха, Рыбков, Отлом и Одинцово. Старая «еранская» дорога из села Верхнего Воскресенья (позднее город Ветлуга) пролегла через Новоуспенское, Родиху, Полому, Никитиху, Починок Широково, за Крутым Оврагом поворачивала на восток и дальше шла где-то по водоразделу притоков Ваи и Малой Какши. В конце XVIII века был проложен «большой торговый тракт» город Ветлуга – Казань. Немало труда было потрачено при прокладке этого тракта. На заболоченных местах возводились гати, укладывались фашины, а через пойму и реку Ваю был поставлен на сваях мост длиною в 560 саженей (1180 метров) « и вслед за ним другой, устроенный на сваях же через болота в 192 сажени длины» мост. Это была единственная дорога, по которой наши предки могли выходить «в свет». (продолжение следует)

 

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Комментарии

Ченебечиха

Quote:
В черемисскую деревушку, что стояла в ту давнюю пору на реке Большой Какше, пришел с отрядом храбрый воин хана Батыя - Ченебек. Он привез с собой русских невольниц и по татарскому обычаю женился на одной из них.
Неизвестно, из каких краев русской земли попала она сюда, но была та женщина не пример остальным русским пленницам, горда, заносчива, жестока. Сделавшись женой Ченебека, истязала, издеваясь над своими соотечественницами. Сам Ченебек стал бояться своей жены. Русские женщины называли ее Ченебечихой.
Слух о Ченебечихе распространился далеко вокруг, ее обходили стороной, ибо встреча с ней каждому сулила несчастье. Поэтому и сейчас в этом краю мало селений.
Зато змеи полюбили Ченебечиху. Они поселились в ее бане, во дворе, стали проползать в горницу. Ченебечиха легко усвоила шипение змей, и они запросто беседовали с ней о своем житье-бытье.
Вольготно жилось здесь змеям. Со всей округи устремлялись они в селение под покровительство всесильной жены Ченебека. Страшно стало в этих краях, река Большая Какша кишмя кипела змеями. Стаями переплывали они с левого берега на правый, где никто не смел ни одну из них и пальцем тронуть. Поэтому и сейчас в этом краю много змей. Но случилось один раз вот что. Хан Ченебек собирался вечером ложиться спать. Пришел он в свою ханскую опочивальню и увидел на супружеском ложе своем большого змея. Не успел храбрый Ченебек выхватить саблю, как змей этот ужалил его в самое сердце. Умер от того укуса злодейского храбрый воин, а в селении осталась хозяйничать Ченебечиха. Теперь она одна властвовала над всей той землей. Но жила Ченебечиха недолго. Возмущенные жители - черемисы и русские - прогнали татар, а Ченебечиху убили и бросили в змеиное болото.
Кончилась власть Ченебечихи, да вот, к сожалению, название за селением так и сохранилось.

***

Текст легенды изложен А.В.Сысоевым по рассказам жителей деревень Ченебечихи и Горелая Ветлужского района в 1966 году.
Напечатана в сборнике «Нижегородские предания и легенды». Волго-Вятское книжное издательство, г.Горький, 1971 г./ стр.126-127/.

http://varnavin2.narod.ru/legenda.htm[/quote]

Поскольку написано это было в махровом застойном 1971 году, естественно, собиратель добавил несколько слов «от себя» для пущей важности. В частности в легенде, которую излагал Долгих не было ни Батыя, ни изгнания татар, а был храбрый воин Ченебек. А в остальном – легенды схожи.
Не помню где, но читал или слышал другую версию этого события. По документам Большого Дворца (Правительство Казанского царства) мурза Ченебек был казнен по ложному доносу о лихоимстве над местным населением. Вполне змеиный этот поступок (донос) могла совершить и Ченебечиха. За это её и утопили в болоте.
Поражает другое – татарский хан (мурза) в легенде назван храбрым богатырем, храбрым воином. Русский народ сохранил уважительное отношение к «захватчику»? Да нет. Русские и татары – казанские ли, ордынские ли, были не большими врагами, чем рязанцы и суздальцы. Да, иногда «искрило» на границах – нравы такие были, но не более того.
А как же «злые татаровья»? Как же «незваный гость хуже татарина»? А очень просто. После захвата турками Константинополя (Второго Рима) роль православной столицы перешла к Москве – Третьему Риму. Началось противостояние. В результате многолетних войн Крым перешел под протекторат Османской империи. А населяли Крым – крымские татары. Вот, они-то и были бичем для Руси. До тех пор, пока в 1572 году Великий Государь Иоанн IV Васильевич не уничтожил эту опасность и угрозу с юга, разбив Девлет-Гирея в битве при Молоди.
Это лирическое (историческое) отступление…
По версии, изложенной в блоге В. Зубарева, до прихода «непоседливых и предприимчивых монахов Тихона, Паисия, Козьмы да Пафнутия» здесь ничего и не было. Дескать пусто и до марийцев сто верст… только беглые да каторжники…
А если вглядеться поглубже – получается не совсем так. В 1552 году здесь на Казань прошла галицкая рать. Если бы здесь ничего не было – она бы и за год не дошла. О шла она по дороге – (см. http://www.azaryj.narod.ru/Native/bigway.html) А если была Дорога, то было и её обслуживание - постоялые дворы, кузницы, шорное, скорняжное, колесное, смолокуренное дела и люди - мастера, их семьи, крестьяне, разбойники и прочая, и прочая. И было это задолго до прихода предприимчивых монахов.
И еще по нашим местам очень много темных пятен. Они только-только начинают открываться. Этими научными исследованиями бы и заниматься Шахунскому историко-этнографическому музею, но из него делают некое учреждение культпросвета, тербуя проведения культурно массовых мероприятий, типа выставок, лекториев, экскурсий, и разных концертов «в сарафанах». Культ есть, просвета нету…

Свежие объявления

No ad viewed yet.