Народные ремёсла. Проблемы развития

Тема статьи: 

На семинаре журналистов 25 февраля мне не удалось до конца выговориться по теме моего доклада, хотя главное в заказе на доклад была просьба высказать свои предложения по проблемам сохранения и развития крестьянских ремёсел как части крестьянской цивилизации. Предлагаю краткое изложение содержания доклада

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

I.

1.Умение обрабатывать и перерабатывать  продукцию деревенского хозяйства и промыслов (охоты и рыболовства, например) это естественный процесс крестьянской хозяйственно-производственной деятельности. Ремесло в этом процессе проявляется в мастерстве обработки производственного сырья.

2.      Даже простое перечисление работ, требующих ремесленных навыков, может занять не одну страницу текста. Выделать бревно, вычинить сруб, изготовить кирпичи, сложить печь, слепить горшок, плошку, корчагу, вырыть колодец, сделать кадушку, шайку, лохань, бадью, выдолбить дуплянку, отковать серп, косарь, лемех косули или сошник, выделать тресту, напрясть пряжу, соткать ткани, выточить веретено, сделать пряху, самопрялку, сделать ткацкий стан – всего, что должен был уметь делать крестьянин невозможно перечислить. Бурачки, пестерки, короба, плетухи, лукошки, ситева, решёта, ситечки. А шкуры выделать, валенки скатать, сапоги стачать, полушубок сшить. Капканов наделать, снасти рыболовные связать, нароты сплести, лодку выдолбить из осины.

Можно сказать, что все основные работы из домашних хозяйственных ремесел мог выполнить любой крестьянин.

3. Повсеместно в деревнях находили мы ткацкие станы, приспособления для изготовления и формовки кирпичей. Токарный станок с ножным приводом для работ по дереву, станок для витья веревочки мочальной, колодки сапожные и для выделки валенок, катки и вальки для раскатки войлока, кодочиги. Нашлись и кузнечные принадлежности, приспособления для выделки шкур, кадки и бочки, капканы охотничьи на волка, медведя, приспособления и инструменты для изготовления  кадушек и бондарных изделий

4.     Но не каждый мог овладеть ремеслом в совершенстве. Например, каждый крестьянин мог запрячь лошадь, но не каждый умел сшить хомут, согнуть колесо, изготовить телегу, тарантас, кошёвку, пролётку.

5.   Появились мастера, которые специализировались на том или ином виде ремесленного производства. Распределялись они по определённым группам деревень.   Деревни также располагались своеобразными кустами вокруг более крупных поселений – сёл. Располагались кустовые сёла примерно на равных расстояниях друг от друга. Например, от Хмелевицы до Красногора 5 км, до Большой Музи – 5 км, до Скородумова – 5 км, до Обанихи – 5 км, до Мешкова -5, до Большой Свечи  чуть больше – 7 км

6.   Ремёсла выделились в самостоятельную отрасль кустарных промыслов. Например, валенки катали в Верховском, в Музе, в Извале, в Обанихе, в Дыхалихе, в Андрианове, в Старом Селе. Гончарное ремесло нашло развитие в Малиновке, кирпичное, и сапожное – в Хмелевицах. Кадушки для грибов изготовляли в Половинном Овраге, в Дыхалихе, в Андрианове.Повсюду в деревнях было развито многоремизное художественное ткачество
7.  Всех мастеров просто трудно перечислить.  В сборнике  «Итоги» перечислены более 100 фамилий и адресов. Это только те, кого я сам разыскал, видел, проводил выставки народных ремесел. Директор Хмелевицкого ДК Галина Викторовна Голубева подарила музею собранную ею картотеку народных умельцев и мастеров. Там, кроме моего списка, разыскала она мастеров в селе Хмелевицы, в Сяве, Вахтане, в Свече, в Андрианове и других поселениях (как сейчас стало модно называть посёлки,  деревни и сёла). Картотека у нее составлена по отраслям деятельности, указаны фамилии и адреса.

II. Особенности взаимодействия администрации  с домашними ремёслами
Особенностью деревенских ремёсел является то, что они были сезонными и мастера работали на заказ. В этой особенности сельских ремёсел, кстати, во многом и заключаются конфликты и недоразумения в отношениях мужиков с представителями органов власти. В разрешении этих конфликтов и заключается тайна сохранения и развития домашних ремёсел и народных промыслов.

1.  В 1898 году департамент земледелия разработал Устав кооперации, предоставлявший правовое равенство участия всем сословиям в организации кооперативов. К 1907-1908 годам в районе возникли мукомольные, смолокуренные, по обжигу угля и поташа небольшие (с обработкой до 150 кубометров осмола за сезон) артели (сб. ”Родная сторона”, стр. 35). На реке Малая Какша было построено 17 мельниц, по речке Шара – 9 мельниц, по речке Свеча  4 мельницы. Кроме того, пишет летописец, “ветер вращал десятки ветряков” (В.Логинов. “Наш край в рассказах и беседах”. 1956-66).

Технологический процесс, говоря современным языком, можно отнести к разряду энерго-и ресурсосберегающих: ткацкие станы “с ручным приводом”, кузнечные мехи – с ручным механическим поддувом, переносные кузнечные жаровни – с ножным приводом (типа швейной машинки), столярные  точильные и сверлильные станки с ножным приводом и так далее.

2. Кроме того, на строительство, оборудование и содержание 30 водяных и десятков ветряных мельниц, смолокуренных, поташных и кирпичных предприятий государство не потратило ни копейки бюджетных средств. То есть домашние ремесла – самый выгодный для государства выход в деле всеобщей занятости населения.

3. А потому невмешательство в процесс хозяйственно-предпринимательской деятельности это надёжный способ стабильного развития ремесел. Важную роль в процессе развития ремесленного производства играет система государственной поддержки и льгот. Например, система налогообложения

4. Система налогообложения. До  1905 года крестьяне считались временнообязанными и платили выкупные платежи

В летописи крестьянина д.Б.Матвеево (Мешково) Сергея Григорьевича Коломалова (1859-1944) имеются записи ежедневных расходов и доходов семьи с 1879 по 1917 год . В фондохранилище  Шахунского ф-э музея она хранится по описи

Коломаров Сергей Григорьевич, д. Мешково   шэм-оф 4104, хранил. Кор.1-1/13

С 1907 года в окладном листе указываются только норма Государственного поземельного налога и сумма Земских сборов. Выкупные платежи за землю отменены:  «Манифестом 3 ноября 1905 года наполовину были уменьшены, а с 1907 года вовсе отменены выкупные платежи, одна из наиболее тяжких повинностей российского крестьянства, взимаемая еще с отмены крепостного права. Крестьянство было освобождено от громадного платежа на сумму около 90 млн.руб. ежегодно. Кроме того, указом 5 октября 1906 года была окончательно и повсеместно упразднена архаическая подушная подать» - ж. «Гражданин», №4,2005

5.  Во всех ежедневных многогодовых записях крестьянина Коломарова С.Г. нет ни одного упоминания о налоговой инспекции,  налоговой полиции, судебных исполнителях и каких-либо других карательных органах.

 Государство не мешало крестьянину заниматься своим хозяйством, перерабатывать хозяйственную продукцию, продавать. Ни подоходного налога, ни налога на прибыль, ни налога на НДС, ни отчислений на содержание дорог, транспорта, полиции, ни  налогов на корову,  на свиней, на овец, на куриц, на яблони, на кусты плодово-ягодные, ни обязательств на поставку молока государству, мяса, яиц, шерсти – ничего не брали даже в войну. 

Оставались всего два обязательных платежа: Государственный поземельный налог и Земский сбор

6. Крестьянин грамотно вёл свое хозяйство. Учитывал расположение посевных площадей, расход посевного материала, урожайность зерновых и картофеля (картофель упоминается с 1916 года), вёл ежедневный учет расходов и доходов, высчитывая рентабельность своего хозяйства (а грамоты у него было церковно-приходская школа)

III.   1917 – 1940 годы.
 

7. В 20-е годы возникают кооперированные ремесленные производства

 В 1921 году, по договору с Ветлужским химлесправлением, в Хмелевицах  возникла смолокуренная артель из 10 человек.  В 1925 году в д. Дыхалихе была организована мельнично-сельскохозяйственная артель.В 1927 году на артельных основах было организовано кирпичное производство в селе Хмелевицы. В этом же году артель обеспечила своим кирпичом постройку здания средней школы в Хмелевицах. Как пишет один из организаторов артели В.П.Логинов, артели продолжали свою деятельность до сплошной коллективизации 1931 года.

IV.  1960-1970 годы

Из домашних ремесел продолжали существовать ткачество, изготовление бондарных изделий, катаульное ремесло – в основном на удовлетворение домашних нужд. Неофициально, конечно, заказывали и валенки скатать, и сапоги сшить, и кадушку сделать, но все это было вроде бы как незаконно и наказуемо по закону о тунеядстве

Так, например, по закону о тунеядстве неоднократно наказывали Любимова Бориса Васильевича (1931), с. Андрианово - катал валенки, шляпы, плащи (типа бурки), плетение из лозы; Шепелева Николая Ивановича (1957), Шахунья, ул. К.Маркса, 75

Шепелев плел пестеры, делал кадушки. Кадушку я у него купил. Хотел еще одну заказать, он сказал, что больше не делает: «налоговая начислила налог такой, будто у меня производство кадушек».

Жуков В.В: выращивание кроликов один вид производства, выделка шкур – другой вид пр-ва, пошив шапок еще один вид, а торговля на базаре  – особый вид предпринимательской деятельности (это уже в 1980-е годы)

Мастера боятся налоговой инспекции как пережитка карательного органа периода диктатурыНа вопрос, что было утеряно в эти годы, можно ответить кратко: было утеряно уважение к  семье как производительной ячейке общества.

VНаследники первых кооперативов  (О.Козырев,«ЗТ» март 2013 г)

1.Шахунское районное потребительское общество (Райпо) объединило в своем составе в 1931 году более двадцати успешно работавших сельских потребительских обществ. В сокращенном составе наше райпо сумело выжить и в годы последней перетряски 80-90-х годов злополучного двадцатого столетия.

 2. Успешно работал Промкомбинат райпо. В его состав входили хлебозавод, холодильник ёмкостью 40 тонн, кондитерский цех, цех безалкогольных напитков, мороженный, колбасный, мебельный и холодильный цехи, швейная мастерская, теплица, цех по засолке грибов и варке варенья, продуктовая база на 200 тонн, два товарных склада на 100 тонн, механизированный картофеле-перевалочный склад с сезонной заготовкой картофеля на 12 тысяч тонн (!).

 Особенно тепло вспоминают  жители Шахуньи работу Комбината бытового обслуживания населения (КБО), созданного в 1960 году на базе существовавших с тридцатых годов артелей. В него вошли три швейные мастерские, парикмахерская, фотография, прокатный пункт, радиомастерская, часовая, сапожная, мастерская по ремонту музыкальных инструментов и сложной бытовой техники, работали химчистка, ателье проката.

3. Мы  могли сдать в стирку прачечной громоздкое постельное бельё, почистить в химчистке одежду, заказать на пошив обувь, бельё и постельные принадлежности, отремонтировать часы, холодильник и так далее.   Кооператоры доходили до каждого дома, скупали у населения грибы, ягоды, картофель, овощи, шкуры животных, шерсть. Не пропадали даже туши павших животных – рога, копыта  и кости обрабатывали в так называемых салотопках для изготовления столярного клея и хозяйственного мыла. Хвосты и гривы использовали для изготовления кистей малярных и флейцев. Жители города и рабочих поселков хорошо помнят, как магазины райпо продавали на разлив цельное свежее молоко, сметану,  а в магазине «Сельхозпродукты» свободно можно было купить огородную продукцию (картофель, капусту, морковь, лук, зелень), сушеные, соленые и маринованные грибы, джемы, варенья, повидло и пастилу местного производства – продукты без химии и опасных консервантов. То есть райпо стимулировало хозяйственную активность деревенской семьи как производительной ячейки общества, способствовало укреплению и развитию деревни.

4. Кооперативы были заинтересованы  в развитии   на селе крепких крестьянских хозяйств - ведь чем крепче деревня, тем полнее заготовительные базы и  прилавки магазинов райпо.

 Недаром в те годы дойное стадо района насчитывало более 16 тысяч коров (сейчас 1600 во всех категориях хозяйств - г. «Знамя труда», №120,2012), а мяса на крестьянских подворьях деревенские жители производили намного больше, чем все совхозы района. Так, за 9-ю пятилетку совхозы района произвели мяса 4594 тонны, а у населения закуплено 5762 тонны (данные районной сельскохозяйственной выставки 1975 года - архив О.Козырева)! Не пора ли нам одуматься и  не вернуться ли к истокам?    Возможности  производственных и потребительских кооперативов и сейчас не исчерпаны.

  VI   Шахунская художественная фабрика

1.  В 1969 году в Шахунье была открыта строчевышивальная фабрика. Изделия строчевышивки пользовались огромным спросом у населения не только района, но распространялись на территории всего Советского Союза. Объемы производства за 16 лет увеличились с 697 тыс.руб. в 1969 году - до 9805 тыс. (10 миллионов) руб в 1985 году. Численность работающих выросла со 185 человек до 1233 в 1984 году. Предприятие работало рентабельно, получало неплохую прибыль и по праву являлось одним из ведущих предприятий Шахунского района. На основе местного традиционного домашнего ремесла возник экспериментальный цех ручного ткачества при Шахунской строчевышивальной фабрике, который вскоре наладил и промышленное производство, а фабрика была переименована в Шахунскую Художественную.

2.    Благодаря неустанной неутомимой деятельности первого и бессменного директора фабрики Копысовой Александры Александровны в Шахунье было построено великолепное здание художественной фабрики, просторное и благоустроенное общежитие, пятиэтажный жилой дом и детский садик. Более 1200 работниц фабрики, то есть 1200 семей, только в Шахунье были обеспечены стабильным заработком, жильём и местами в детском саду.

Продукция ОАО “Тканые узоры” пользовалась огромным спросом на рынках России и была вполне конкурентноспособной для мирового рынка. Рынками сбыта ОАО “Тканые узоры” были:  Нижегородская область, Кировская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Пермская, Иркутская, Московская, Владимирская области, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Чувашия, Санкт-Петербург. Предприятие работало стабильно: вовремя выплачивается заработная плата, предприятие получало прибыль. 

3.  Фабрика оказывала неоценимую помощь художественной школе: в ней был оборудован класс ручного художественного ткачества, обучение в котором прошли все учащиеся. Многие из них избрали своей профессией специальности художника по ткани, модельера, дизайнера.  Фабрика обеспечивала школу пряжей, лоскутом, обучение вели опытные художники фабрики Перминова Т.А., Кужим Н.А.,  М.С. Гуляева, Чуракова С. А.

Ткачеством в художественной школе мы занялись со дня основания. Обучала детей ткать половики Фаина Ивановна Сольвьева, наша техничка, на своем домашнем стане. Светлана Чуракова, Маргарита Гуляева – по сути дела, ее первые ученики 

 

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Комментарии

4. Шахунская художественная школа  внесла большой вклад в дело развития домашних художественных ремесел. Лепка, изготовление глиняных игрушек, свистулек, работа на гончарном круге, резьба по дереву, чеканка, макраме, художественное ткачество, скань и эмали – всеми видами ручных домашних ремесел под руководством опытных специалистов за 40 с лишним лет существования школы обучились около 1000 учащихся.  Можно с уверенностью заявить, что район полностью обеспечен сейчас подготовленными мастерами резьбы, лепки, чеканки и другими мастерами, что и проявилось уже в наши дни – у нас есть кому заказать наличники с глухой и ажурной резьбой, “дворцовые” двери и все, что угодно, из работ по дереву и металлу. Из домашних ремесел в эти годы продолжали существовать катаульное, бондарное, резьба по дереву.

                    VII.     1985 – 1990 годы

1. Начало перестройки ознаменовалось поначалу небывалым взлетом творческой активности населения района. Рукавицы и пластиковые пакеты, халаты и картинки-наклейки, мягкая мебель и литье из пластмассы, двери и рамы, пиломатериалы, декоративные плинтуса и  штапики, древесный уголь, гвозди, блоки,  декоративные металлические решетки и сетки – далеко не полный перечень товаров и услуг, которые выпускали и оказывали многочисленные кооперативы района (сб. ”Родная сторона”, стр.57).

Общий объем  работ и услуг составил тогда около 18 миллионов, еще тех, полновесных рублей, а заработная плата кооператоров была 1,5  – 2 тысячи рублей в месяц,  это когда работник госпредприятия “получал” 200–300 рублей в месяц (там же)

2.  Кооперативы были связаны деловыми связями со всеми регионами тогдашнего Советского Союза и зарубежья – от Прибалтики и Закавказья до Средней Азии и Востока, от Монголии и Китая до Польши и Финляндии. Достаточно сказать, что Финляндия, страна традиционно высокоразвитой культуры обработки древесины, размещала свои заказы в наш Шахунский  кооператив “Вариант”.      Не развалился бы и Советский Союз, если бы кооперативы свободно развивались.

Об этом хорошо сказала Прунскине, премьер-министр Латвии (может, Литвы), на сессии Верховного Совета в сентябре 1991 года. Предложила она Горбачёву заключить новый союзный договор на экономических основах. Михаил Сергеевич резко ответил ей: «Этого никогда не будет!». Встали Прибалтийцы и ушли из зала. За ними – Кавказ, Украина, Азия. По телевизору прямая трансляция была, хорошо было видно, как Союз разваливался от глупости партийного вождизма. До Беловежской пущи тогда еще далеко было. Союз развалился от патологического властолюбия правящей партии, которая и сейчас властвует, рассыпавшись на мелкие группировки под общей кличкой так называемых  демократов.

3.   В районе были открыты десятки семейных частных предприятий (ИСЧП), которые, по сути, являлись лучшей формой организации кустарных ремесел.

4. Начавшееся было бурное развитие и возрождение промыслов и народных ремёсел остановили и уничтожили Закон Верховного Совета  СССР “О налогообложении прибыли” 1991 года, который установил для кооператоров уровень заработной платы в 412 рублей, а все, что свыше, подвергалось обложению налогом в 200% ,  принятый в 1994 году “Гражданский Кодекс РФ”, который аннулировал статус Семейных предприятий и вал отчетности, невыносимый для малых предприятий  и семейного производства (подоходный налог, налог на прибыль, на добавленную стоимость – НДС, на милицию, на дороги, на транспортные средства, на развитие территории и другие, то есть процентов 60-70 от дохода уходило на выплаты). Деньги сначала потекли  в бюджет рекой, потом ручейком, а потом и вовсе иссякли эти потоки (сб. Родная сторона»); одна из основных причин обнищания деревни – отраслевой монополизм

 

VIII.   В начале XXI  века   отмечается оживление предпринимательской деятельности.  Отличительной особенностью этого периода является рост профессионального мастерства местных умельцев

IXДля поддержки кустарного производства и домашнего ремесла  необходимо принять меры на укрепление семьи как производительной ячейки общества, ввести облегченное  налогообложение по реальному доходу (единый и единственный подоходный налог), установить   до предела упрощенную отчетность, определить категории и статус первичного производителя, продающего продукцию своего собственного хозяйства или семейного производства как беспатентных и налогонеоблагаемых занятий. Никаких капитальных государственных инвестиций для развития семейного предпринимательства и кустарных народных промыслов не требуется.

Необходимо скорейшее принятие областного закона “О поддержке народных художественных промыслов”, а также сохранение льготирования предприятий НХП по налогам и платежам за потребленную электроэнергию,

поддерживать режим наибольшего благоприятствования хозяйственной самостоятельности и инициативе людей предприимчивых и работящих, поощрять кустарные промыслы, семейные ремесла и личные подворья, укрепляющие семью как производительную ячейку общества, а также оказывать в рамках  своей компетенции поддержку предприятиям НХП.

XЧто бы я сделал практически для массового развития домашних ремёсел и народных промыслов.

 1. Пособия выдавать надо не на производство детей, а на обустройство деревенского  (крестьянского, фермерского, коллективного или общинного – не важно) хозяйства.  Надежнее всего субсидировать и дотировать общины родственные, чтобы они сразу строили деревню, постепенно расселяясь по ныне существующим пустошам. Такая община легче справится с хозяйственными и бытовыми трудностями, сможет быстро и эффективно дать отпор заезжим вымогателям и «оккупантам».

2. Освободить деревню и все виды сельхозпроизводства от каких-либо налогов (кроме подоходного, наверное, если нельзя без этого)

3. Все виды домашних ремесел и народных промыслов освободить вообще от всех налогов, включая и подоходный.

4. Кроме достаточного для обустройства пособия, государство обязуется безвозмездно дотировать сельскохозяйственное производство

5. Развивать сеть торговых, закупочных и производственных  кооперативов на селе

6  вернуть в Гражданский Кодекс статьи о ИСЧП и о кооперативах (как это было в 1980--х годах)

7. На территории проживания коренного населения (в России это русские, украинцы, белорусы, татары, марийцы, удмурты, башкиры, коми, буряты, якуты и т.д.) его представителям принадлежит преимущественное (вернее, единственное) право на получение перечисленных льгот и пособий

8. При этом  льготные права коренного населения не ограничиваются узко национальными территориями–все коренные жители России имеют равные права и  доли наделов и пособий, независимо от территории (или республики) проживания.

9. Иностранные граждане и лица с двойным гражданством (в том числе и из  коренных национальностей) не имеют права на подобные пособия и дотации. Кроме того, лица с двойным гражданством не имеют права занимать государственные должности и баллотироваться в государственные органы власти и управления.

23. Можно многое ещё добавить к сказанному, важно наше неравнодушное отношение к судьбе страны, к судьбе деревни и семьи как производительной ячейки общества. Газета может сыграть в этом процессе основную роль как локомотив идей, замыслов и решений. Кстати,  всё, о чём я говорил в своем сообщении, в свое время было опубликовано на страницах нашей газеты «Знамя труда»:  о монополизме,  о налоговой инспекции как  пережитке карательной системы диктатуры, о промыслах,  о бесправии наших мужиков в кабале у заезжих капиталистов (работают без трудовых книжек, а наказывают семью, лишая ее субсидии), и о многом другом.  Все эти материалы были опубликованы в LIVEJOURNAL   http://koz-oleg.livejournal.com/  Или можно просто в Яндексе набрать: олег козырев шахунья (строчными буквами без запятых)   Мне нравилось контачить с нашей газетой. Была она смелой, боевитой, наступательной. В качестве заключения я и пожелаю журналистам не терять боевого и наступательного духа, писать откровенно и без оглядки.   

19 февраля 2014 г                     Олег Козырев, г. Шахунья      в Яндексе искать:  олег козырев шахунья

 

Мне нравилось контачить с нашей газетой. Была она смелой, боевитой, наступательной. В качестве заключения я и пожелаю журналистам не терять боевого и наступательного духа, писать откровенно и без оглядки.       Олег Сергеич, главред новый, под колпаком у ...(чуть не сорвалось, у Мюллера).  Соколова, та хоть немного сопротивлялась..

Соколова хитрость придумала - рубрику открыла "Есть мнение", и печатала много интересного, но на всё и ее хитростей не хватало. А в докладе устно я добавил: чтобы не превратить редакцию в караульное помещение в приемной администрации. Но там уже больно шумные активисты появились - торопили закруглить.

 

Так тамако ужо давно караульное помещение

На семинаре журналистов 25 февраля мне не удалось до конца выговориться по теме моего доклада

 Если бы ты вышел и сказал, что народные ремесла - херня, что заниматься этой хренью могут только дебилы и уроды, что наконец-то китайская индустрия заполнила пустые прилавки наших магазинов, что ура, товарищи!..

Тебя бы утопили в овациях, на руках снесли с трибуны и качали с полчаса.

Сейчас у народа (а журналюги - тоже народ) клиповое мышление, flash-восприятие*. Больше пятидесяти слов подряд оно не воспринимает.

*flash - мгновение, вспышка, блеск, проблеск, сверкание

 

Петрович, рад тебя видеть!  Обещали мне час доклада, а дали минут пятнадцать - руки крестом, как под черепом "не влезай - убьет!", дескать, заканчивай.  Но я сам виноват. Говорил мне преподаватель в институте: если хочешь выступить, говори с конца, а не с начала, а то можешь не успеть. Сейчас я сократил до тезисов и поместил в Лайвжурнал, в Fagebook и в Ukoz.ru. А самое интересное - узнал я точно, что на проектирование музея (второй проект) было потрачено более семисот тысяч, да на строительство по первому проекту (фундамент от которого до сих пор стоит) - было выделено триста с лишним тысяч (это в те годы весь проект столько стоил). Больше миллиона улетело, и найти не могут, куда. Как у нас одни мужик говорил: "И куды всё подевалось?" И еще узнал: стоимость последнего проекта (на едином фундаменте) просчитана на 4 миллиона. Ждём новых приключений финансовых отчислений. 

 

Не жди, Олег Сергеевич, береги здоровье. Все равно стырят всё. Только разстроишься. А не будешь ждать, если вдруг построят - сюрприз будет...
 

Может, и увижу сюрприз этот. 

 

Очки новые купи, или бинокль, а еще лучше - телескоп. Тогда, могобыть, и увидишь.laugh

Как сопротивлялась Соколова, это надо бы у меня спросить... Цикл статей о Шахунском крае был зарублен ею по причине: - Это неинтересно нашим читателям.

А "наши читатели" тогда живо интересовались "могильником ядерных отходов" в районе деревни Вороваткина. Судьбой марийской девушки Ирги и стороной, где это все произходило. По какой дороге шла Галицкая рать Ивана IV Грозного на Казань...

  Мои малые экспедиции в те края и отчеты о поисках "захоронений", о колонне строительной техники, проехавшей ночью на Ялыгины болота, о Большой дороге, проложенной еще в доисторические времена по нашему краю от Галича Мерьского до Желеного пояса (Южного Урала)...

Это неинтересно? А сколько материала других авторов было либо положены под сукно, либо "редакционно" переврано в ввиду "неинтересности".

Наверное, информация о перерезании В.М. Смирновым очередной ленточки на открытии очередного магазина "нашим читателям" интереснее... Да заседание туЗемского собрания о зимовке скота воспринималось читателями как остросюжетный детектив...

Одним словом, то, что представляет сегодня этот рекламно-похоронный листок, агромадная заслуга Соколовой.

 

Петрович! Ты просил не упоминать твоего имени в докладе. Я сделал общую ссылку на сборник "Родная сторона", используя текст твоей статьи в сборнике о кооперативах и "налоговых ручейках". Длинновато, конечно, получилось, но меня Татьяна Анваровна просила на час непрерывного доклада. В общем-то я писал для себя - надо было в систему привести собранные сведения по годам и по документам. Особенно ценны страницы записей крестьянина Коломарова из д. Мешково. У меня они отсканированы, и я успел продемонстрировать их на экране. Представляешь, даже в войну (в 1916 году) всего два налога - государственный поземельный да земский сбор, и то мелочь (корову продал в 16 году за 124 рубля, а налог поземельный 80 с чем-то копеек). Сейчас я сделал выписки кратко - только главное, а как заменить длинный текст на выписки, не знаю. Да и можно бы как-то сделать "читать далее", а не нашел такого знака. Ну ладно. 

 

Если кому интересно, можно весь доклад посмотреть в картинках "Презентация"  http://yadi.sk/d/YiOcphJkJjNty

В музее у меня вся амбарная книга отсканирована. Там материала - каждому по потребностям и от каждого по способностям

 

А что если свою, независимую газету создать?

Были даже две - у Святослава Краца (на память не помню названия) и у Киверина "Покровъ". У Краца газета баламутов, а вот "Покровъ" - газета умная, духовно содержательная. Но. Всем нужны были (да и сейчас то же) - развлечения. Так что читателей найти трудно. Хотя о пропаганде культуры нашей загубленной крестьянской цивилизации материалов можно найти достаточно. Но, опять-таки: экстремизм, национализм, великодержавный шовинизм - сейчас столько антирусских законов, что и шевельнуться нельзя будет. 

 

А что мешает создавать газеты в интернете?

Газеты, хоть на бумаге, хоть в интернете, не найдут читателя. У народа изменилось восприятие. От объемного, что было при образованном населении, к клиповому. Человеку уже сложно воспринять информацию, если в сообщении больше пятидесяти символов - многабукаф, - крикнет и в мусорку... Если создавать газету, то там должны быть такие сообщения, как в твиттере или мордокниге. Дакить, уже есть и твиттер и мордокнига... зачем еще газета?
 

Или независимую газету с развлечениями?

Quote:

Начавшееся было бурное развитие и возрождение промыслов и народных ремёсел остановили и уничтожили

Интервью с Лебедевым Ю.И. по Нижегородскому ТВ
- Вот про вас говорят, что вы развалили потребкооперацию в Шахунском районе, а теперь приехали разваливать её в Нижнем Новгороде.

- Я за такой развал который народу понравится!!!

О как надо :)

Народу нравится процесс развала, само действо, азарт развала. Он (народ) даже активно помогает при этом хоть что-то ухватить. Потом, когда процесс пойдёт в возвратку, за голову схавитися: "Йё-о-о! Чо наделали, гады!" Уже и забыл, что сам и орал. Будто всё это кто-то сделал, но не он. С таким народом можно горы своротить. И унести.  

 

Мне кажется, что сегодня многие уже наелись  Для ума что-то хотят.

Для ума нужны усилия не извне, а изнутри, от себя - внутри себя. А для этого не нужны ни усилия идеологов, ни даже финансовые вливания: сядь в лесу на пенёк, сиди, смотри - и думай. Все великие люди мудрости достигли в отшельничестве, а не в дискуссиях с книжниками да  фарисеями. Мария Египетская ни одного класса не закончила, ни Библию, ни Евангелие не читала - в пустыню (в пустынь) ушла. А монах (на память не вспомню имени) ушел в Пост Великий на сорок дней в пустыню совершенствоваться в благочестии своём. Сидел, сидел и сообразил: да я уже достиг совершенства, мне некуда больше двигаться, я - само совершенство!. Встретил он Марию Египетскую в пустыне, и она ему изложила просто, ясно, доходчиво и на примерах все те истины, которые он всю жизнь зубрил наизусть. Откуда она-то взяла? Господь, что ли, внушил? Да просто все эти истины в жизни и в природе изначально существуют. Вернее, на них и держится всё сущее. 

 

Для ума нужны усилия не извне, а изнутри, от себя - внутри себя. 

Чтобы ум совершенствовался в отшельничестве, его надо иметь. А получают его (или не получают) в детском возрасте, когда ребенок сперва впитывает внешнюю информацию, потом самоидентифицируется, потом приобретает логические навыки, затем практические навыки, творческие и мыслительные способности... А без этого хоть всю жизнь сиди на пеньке, кроме "мы с тобой одной крови, ты и я" не усвоишь. Ум человека проявляется в первую очередь в соОБРАЖЕНИИ, т.е. создании образов виденного когда-то, сравнении с образами, возникшими в сознании при мышлении и проектировании новых образов на основе этого сравнения. Т.е. умение делать выводы и принимать решения.

Когда начинается ум? Когда ребенку читают книгу, рассказывают сказку - он воОБРАЖАЕТ, т.е. он строит ОБРАЗы, описанные в книге, отличные от образов автора, от образов читающего ему - он творит!!! Когда ребенок смотрит мультик, играет в ролевую игру - он видит и усваивает образы, созданные режиссером, автором игры. У ребенка в этом случае не развивается мозг по высоким частотам (так говорят детские психологи). Поэтому дитя аборигена Австралии, живущее в окружении своего племени и динамичной природы соображает лучше, чем самый крутой геймер современных городов. Поэтому о большинстве жителей (не только америкосов) можно сказать словами Задорнова - ну, тупые...

Мария Египетская воспитывалась в окружении своего общества и соображение у нее было достаточно развито. Суета окружающего мира не давала ей возможности сесть и начать соображать. Когда ушла в пустыню, эта возможность у неё появилась и она стала мудрой!

 

 

Главным образом должна стать Россия

Зал плакал

www.youtube.com/embed/9yf8ZHsdIDo

Бог знает, как вставлять видео. Алексей все время меняет...

 

 

Великое дело - познать самого себя.Ведь в каждом изи нас есть Божья искорка, надо только отыскать её и раздуть.Так мне кажется.

Насчёт воспитания ума я согласен. Но я согласен и с тем, что ум это врождённое качество, присущее всем. Вот была такая практика в общеобразовательных школах,  когда учительница по своей личной заявке могла отправить ребёнка в так называемую лесную школу (у меня есть пример одноклассника моего сына). На районной учительской  конференции я выступил против такого произвола страдающих неврастенией так называемых педагогов. Слово взяла детский врач Квашнина: "Состояние новорожденного определяется в первые же минуты появления его на свет. Психически ненормальным ребёнка в школе может сделать только педагог". Продолжая мысль этого умного врача, могу добавить, что совершенствовать ум ребёнка (человека вообще) может только мудрый наставник, и отшельничество в этом отношении вовсе не означает сидение на пеньке. Это направленность самовоспитания внутрь, а не во вне. А это очень опасно для нынешних идеологов зрелищ и удовольствий. 

 

 

Это направленность самовоспитания внутрь, а не во вне. А это очень опасно для нынешних идеологов зрелищ и удовольствий. 

 Прежде чем уходить в отщельничество подвижник должен получить извне базовые понятия организации мышления. В противном случае не произойдет никакого самовоспитания ни внутрь, ни во вне.

А именно эти базовые понятия организации мышления в современном мире подменяются схемами, клипами, стандартами мышления, напрочь отсекающими саму возможность творчества, как способа выражения того самого самовоспитания, хоть внутрь, хоть во вне.

А пожалуй, что так, Петрович. Базовые понятия организации мышления когда-то давала церковно-приходская школа. Кому-то  и этого хватало, а если шел человек в университет или в академию, то база для размышления и оценок у него была надёжная

 

Не только ЦПШ, но и семья - русская патриархальная родовая община давала базовые принципы мышления, формируя не только соображение, но и прокурора мышления - совесть.

Петрович! Воспитать "прокурора мышления" (совесть) вполне можно без ремня и розги. Вот, например, у нас в семье за всю жизнь я не видел и не знал ни ремня, ни вичи. Но когда я у отца перекидал в речку целое лукошко грузил для сети (больно булкают хорошо и пузыри пускают), то, увидев отца, я сам, не зная почему, сняв штаны, лёг поперёк кровати. Папа посмотрел и говорит: "Ну что уж теперь, чудной, придётся снова лепить да обжигать" - Ак, папа, я тебе помогу! - Так ну куда я без тебя? Ясно дело, сделаем вдвоём-то". И помню я всю жизнь не порку, а вот это: ну, куда же я без тебя - ясно дело, сделаем. И вот сегодня. Внучка от тебя спряталась за холодильник. Но не от страха - я же вижу: ни ужаса, ни страха перед бородой у неё нет - один стыд за содеянное безобразие с компьютером. А почему? Да потому, что, когда на другой же день после твоего ремонта компьютер забарахлил, я сильно возмутился: "Вы что? Вам Петрович-то кто? - мальчик на побегушках?!" Ну, и так далее по ходу возмущения. И эта двухлетка прекрасно поняла, о чём речь, и тебя она  запомнила по твоим визитам по исправлению моих глупостей с компьютером. Вот она и спряталась - "тю-тю, нет меня, я далеко спряталась, но знаю, что неладно сделала". Это желание спрятаься от вичи, ремня и розг - оно где-то в генах запрятано. Это даже котёнок: намочил мне в бельё, прихожу - он за коробку спятался и смотрит. А ведь знает, что порка будет. В общем, ремень, розга, вича это только как напоминание о древнем способе наказания, где-то в генах сохранённого

 

Тут, может быть, даже и еще древней - инстинкт самосохранения работает. Вот, иду я по лугу у болота в Хмелевицах. Пигалица взлетела: пи-йе-пи! Смотрю под ноги: комочки земли пёстренькие - не отличишь от комочков земли. Только бусинки глаз черненькие не моргая на меня смотрят. Птенцы! Вот дурачки, говорю, вы бы пищали, так я бы через вас перешагнул, а так-то наступить могу. А они вообще не шевелятся - замерли. Инстинкт называется, однако. Вот и у нас в детстве было - первое дело спрятаться, замереть, а не покаяться и розгу мерой законной признать. Так что с ремнём и розгами как мерой по воспитанию "прокурора мышления - совести" я не совсем согласен. Хотя своим детям каждому по одному разу в жизни досталось и ремня. Жене тоже один раз за сорок лет совместной жизни пришлось "внушение" сделать, и чтоб больше, говорю, гласно на всю Шахунью я слыхом не слыхал. Тихо с тех пор, хотя и сам не без греха. 

 

А ты общество, в котором воспитывался сам сравни с современным и поищи истоки формирования совести ныне. Вам с самого раннего детства установили рамки дозволенного и выходящего за рамки воспитывали не родители, а старшие братья, старшие пацаны на улице.

Вспомни свой рассказ:

- У нас было все распределено - Мишка воду носит, Левка дрова колет, Борька полы моет, а я самый младший - каждый даст по подзатыльнику и я и воду, и дрова ношу, и полы мою...

А сейчас оно одно. Его жалеть надо и не трогать ни ремнем, ни розгой...

И еще одно твое воспоминание:

- В Ветлуге в церковь зашел в шапке, мужик как даст мне по затылку, я час ползал под ногами, шапку искал. С тех пор я даже в магазин захожу, шапку снимаю...

Сейчас, если кто сделает так - засудят нахрен.

- "А-к что ты думаешь? - это Мишуха Логинов мне расказывал, - вот друг у меня нахулиганил, дак старик-от вышол, голову-ту парню в коленях зажал, штаны-то снял, да ремнем и выпорол при всей деревне". Было это, Петрович, и у нас еще на старших не то что рука - язык не поворачивался нагрубить. А сейчас не то чтобы наказать малолетнего охламона, так и в армии-то по казарме мамаши с конфетками бродят - ну-ка дитё без сладостей! 

 

Свежие объявления

No ad viewed yet.