Грамотная Россия

       Вопреки настойчивым утверждениям нынешних русофобов и большевистских реваншистов о темноте и безграмотности  населения России  к 1917 году ее можно было назвать страной с развитой сетью начального образования.   Материалы губернских Костромских и Ветлужских уездных Ведомостей  сейчас можно свободно найти в Интернете. Но я приведу выдержку из книги нашего земляка, научного сотрудника Тоншаевского музея А.П..Жукова "Страницы истории Тоншаевского  края" (Шахунья, 2000) о народном образовании в Ветлужском уезде до 1918 года. Приведу потому, что в отличие от многих исследователей, опираясь на данные документов, автор высказывает свое мнение об изучаемом явлении. Например, в «Отчете ВУЗ управы по народному образованию за 1913 год. Ветлуга, 1914 год» даны сведения об уровне народного образования в нашем Ветлужском уезде: земских школ в уезде 129, церковно-приходских 25, министерства образования – 3. Итого, 157 школ». Я помню эти школы – типовые деревянные крестовики под железной четырехскатной крышей. Были они плотно расположены вокруг своеобразных гнездовых» центров на расстоянии до 3 вёрст  друг от друга                                                                                                                                                       Далее автор пишет: «В 1908 году был опубликован Проект нормальной школьной сети для Костромской губернии. Предусматривалось введение всеобщего бесплатного начального образования для детей от 8 до 11 лет, в течение двух десятилетий, с 1908 по 1928 гг .  Была составлена программа строительства  школ, с таким расчетом, чтобы самые отделенные населенные пункты находились от них на расстоянии не более трех верст. Как и планировалось, в 1916 году в Ветлужском уезде было введено всеобщее бесплатное начальное образование. В том же 1915 году был принят план по введению в уезде высшего начального образования, то есть полного среднего. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Революция и гражданская война до основания разрушили систему народного образования, всё, что создавалось долгими десятилетиями. Только через двадцать пять лет» - пишет автор,- «в нашем крае вновь начало вводиться всеобщее начальное образование». Добавлю к этому,  что по крайней мере до 1955 года обучение у нас было платное. Мы, дети учителей, были освобождены от платы за обучение. Как-то на встрече выпускников мне одноклассница сказала: «Вам-то что, вы бесплатно учились. А мы, колхозники, без денег сидели, а за учебу плати. Да и карточек хлебных нам не давали. – Как это не давали?! А жить-то как? – А на земле, говорит, сидишь, дак землю и жри. Вот так было! А у власти-то в наше время не эсэры были.                                                                                                                                                                      Так что распространение всеобщей грамотности населения неправильно ставить в заслугу большевикам как спасителям России от «темноты и безграмотности». А вот подлинными «достижениями» большевистского режима можно назвать разрушение семьи как производительной ячейки, уничтожение крестьянства как государство образующей структуры общества, массовый снос деревень, закрытие школ, широкой сети медицинских учреждений, которые активно работали у нас с дореволюционных времен и, как итог, нынешнее запустение сельскохозяйственного и промышленного производства.  

14.10.2017 г.                                  Олег Козырев, Шахунья

 

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Свежие объявления

No ad viewed yet.