Шахматы, как признак ума


История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретенные в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Когда-то давно в СССР шахматы были очень популярны. Шахматной теории обучались дети с пятилетнего возраста, которые позже участвовали в турнирах. Это логическое состязание тренирует неокрепшие умы и развивает математические способности. Сегодня шахматы уже не пользуются такой популярностью как раньше, однако нельзя забывать об этом спорте, ведь одна простая доска в черно-белую клеточку может изменить сознание сотен людей.

Те, кто ни разу в жизни не играл в шахматы, считают эту игру слишком сложной и нудной. Однако те, кто хотя бы раз в нее поиграл, на всю жизнь становятся поклонниками черно-белой доски. Память, внимание, эрудиция - вот что развивает небольшие деревянные фигуры, поэтому прежде чем списывать шахматы как пережиток прошлого, попытайтесь в них разобраться.

Немного истории

Ал-Бируни в книге "Индия" рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 ? 1 ?1,845?1019 зерен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объемом 180 км?).

Как пишет "Википедия", не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько реконструированных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый "шахматный" вид (квадратная игровая доска 8?8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперед или по диагонали, позже он стал "прыгать" через одно поле по диагонали, причем, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все войско противников.

В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось все больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

До 1948 года сохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До 1921 года чемпионом оставался Эмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по 1927 - Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 - Александр Алехин (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобежденным, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведен в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры, победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире, где в серии партий "на вылет" определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне.

Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и еще в одной стала серебряным призером, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 "серебра". Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и еще дважды претендент на звание был не из СССР (причем претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад).

В наше время звание шахматных чемпионов занимают всем известные Гарри Каспаров и Анатолий Карпов. Русская шахматная школа по-прежнему очень сильна, однако популярность этого спорта за последние годы значительно уменьшилась.

В дни, когда умы человечества занимают телевидение и интернет, шахматами никого не удивишь, но некоторые родители все же понимают значение этой древней игры и с самого детства отдают своих малышей в секции шахмат.

По данным специалистов, шахматы оказывают колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывают умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс.

Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают и ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.

Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина: "С помощью шахмат я воспитал свой характер".

В раннем возрасте у детей происходит формирование механизма "действия в уме". Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать.

Шахматы - действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы - увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам - 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

Так что польза от шахмат - огромная, а затраты на них - минимальные.

Где учиться?

Обучаться шахматам сегодня можно где угодно, даже не выходя из дома.

Очень неплохие знания дает, к примеру, вот этот ресурс: chess45.ru/children/.

Но если Вы все же хотите отдать своего ребенка в специализированную секцию, то Вам, прежде всего, необходимо обратиться в культурные центры района, где, как правило, всегда присутствуют бесплатные шахматные школы.

Если же таковых нет, то на помощь может придти секции в других районах, где запись также идет бесплатно.

Существуют также и платные шахматные школы, но тут уже готовят настоящих гроссмейстеров. Обучение в них может варьироваться от 500 до 1000 рублей за занятие.

Если же Вы чувствуете, что у Вашего ребенка талант, который нуждается в развитии, тогда рекомендуем отдать его в специализированные шахматные школы Карпова или нанять частного тренера.

Но как бы там ни было, помните, ко всему нужно подходить с осторожностью и не заставлять ребенка заниматься шахматами против его воли.

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Комментарии

Согласен, примерно до третьего-второго разряда развивается линейная логика, прямая, как плинтус. А дальше уже спорт. Тренировки, тренировки, тренировки, запоминание дебютов, миттельшпилей, эндшпилей, гамбитов...
Мастер спорта, не говоря уже о гроссмейстере абсолютно не ориентируется в анализе жизненных ситуаций и вопросах принятии решений. Одним словом - спортсмен...
Линейная логика далеко не самая лучшая форма анализа.
Задача: из кучи разновеликих спичек выбрать самую длинную.
- линейная логика (запад-немцы) - перебрать все спички, отбрасывая короткие. Пусть долго, но результат абсолютный.
- образная логика (восток-японцы) - внимательно посмотрев выбрать с большой долей вероятности самую, на взгляд, длинную спичку. Быстро, но результат приблизительный.
- аналоговая логика (центр-русские) - собрать все спички в кулак, стукнуть торцами о стол и вытащить ту, которая выставилась больше других. Абсолютный результат при минимуме времени.

Свежие объявления

No ad viewed yet.