Пора валить????

Стать европейцем
В этом посте вы можете прочитать полный текст интервью переводчика, автора книги об особенностях адаптации наших соотечественников в Западной Европе Сергея Зубцова, в котором он делится своими наблюдениями

Терра инкогнита
– Сергей, почему все-таки многие россияне упорно продолжают считать, что на Западе им будет лучше?
– У многих в головах сидят расхожие представления времен позднего Горбачева и раннего Ельцина. Того, что прошло уже 20 лет и ситуация в корне изменилась, многие наши сограждане ухитрились не заметить
У большинства потенциальных эмигрантов из России категорически не хватает жизненно важной информации о том обществе, в котором они собираются жить. Но основная трудность заключается даже не в недостатке информации как таковом, а в том, что мало кто отдает себе отчет в существовании этого недостатка.

СПРАВКА: Сергей Зубцов − кандидат наук, переводчик технических текстов. Жил во Франции три года. Работал в Университете Жозефа Фурье в Гренобле над диссертацией по геофизике (тема «Деформация горных пород по механизму рекристаллизационной ползучести»). Много ездил по работе (три месяца провел в командировке в Норвегии), путешествовал. Написал книгу «Как жить в Западной Европе».

Как русские формируют представление о Западе? Книги и газеты читают, фильмы смотрят, в турпоездках бывают, друг с другом впечатлениями делятся. Подобная информация, во-первых, отрывочна и не дает полной картины, во-вторых, обычно сосредоточена на каких-либо специфических аспектах западной жизни, а не на повседневности, и в-третьих, крайне искажена в силу самого жанра художественного повествования, где субъективность не только не противопоказана, но даже приветствуется. Насколько мне известно, никто еще не пытался проанализировать западное общество именно с точки зрения адаптации в нем представителей русской культуры. Не существует описания, которое бы давало возможность более осознанно принять решение, уезжать или нет. В итоге до сих пор единственным способом достоверно узнать, понравится ли вам жить на Западе, приживетесь ли вы там, остается одно – приехать и попробовать.
– Еще симпатизировавший Советскому Союзу французский писатель Андре Жид в своем путевом очерке «Возвращении из СССР» в 1930-е годы писал: «Советский гражданин пребывает в полнейшем неведении относительно заграницы». Полвека спустя, когда был поднят железный занавес, наши сограждане знали ее не лучше, плохо осведомлены о жизни за рубежом они и сейчас, а ведь потенциальному эмигранту желательно всё хорошо на основе максимально полной информации проанализировать…
– Да. Человеку неплохо бы понять, на основании чего сформировано его представление о Западе. Вот по ТВ что-то показывают, вот в газете интересная заметка. А в прошлом месяце теща в Париж ездила. Всё это сумбурно, бестолково и далеко от повседневной реальности. На Западе тоже очень хорошо знают, что в России медведи по улицам ходят, а все русские в ушанках и с топорами (чтобы за дровами ходить). Что, не так? Да вот же заметка в газете: на окраину Петропавловска-Камчатского зашел медведь и был застрелен милицией. И фотография с места происшествия: вот медведь и вокруг, видите, пьяные русские в ушанках! Так вот: русские представления о Западе не менее фантастичны, причем даже у тех, кто туда пару раз туристом съездил. Что можно увидеть за неделю? Вы видите не страну как таковую, а лишь иллюстрацию к ранее сложившемуся у вас образу этой страны. Складывается же он из наложения прочитанной вами художественной литературы, просмотренных фильмов и прочей подобной ерунды на ваш русский менталитет, на русскую картину мира. Знакомясь, к примеру, с западными фильмами, не отражающими, как я уже говорил, реальную жизнь попросту в силу особенностей жанра, вы к тому же сильно искажаете и дорисовываете картину на основании ваших собственных представлений. Герои фильма говорят совсем не то, что воспринимаете вы, да к тому же в переводе. Вы слышите «вчера хорошо посидели, выпили» и дорисовываете картину: много водки, душевные разговоры за жизнь, пьяные чудачества и приставания к зашедшим типа за солью соседкам. Но какой-нибудь киношный американец совсем не это имел в виду, говоря: We were having a good time in Bill’s party yesterday. Вы не видите реальный Запад, вы сами себе его рисуете.
– Многие мечтающие о жизни на Западе черпают информацию в Интернете.
– Безусловно, там есть огромное количество рассказов тех, кто живет на Западе. Но в этом выплеске нет системного подхода. Есть случайный набор интересных впечатлений. Несведущему человеку часто даже трудно понять, является ли описываемое чем-то обыденным или, наоборот, совершенно экстраординарным. Знаете, как в данном случае обычно работает сознание человека, движимого идеей переселиться куда-нибудь во Францию и собирающего информацию о стране? Факты, которые ему нравятся, он зачисляет в разряд обыденных, повседневных. А вот то, что не нравится, ну, это досадное исключение, где угодно такое бывает.
А еще русские, как и представители других многочисленных народов, в большинстве своем думают, что во всем остальном мире живут такие же русские, только говорят они на других языках. Уезжая в эмиграцию, мало кто реально осознает: люди в другой стране − действительно другие.
– А что вы думаете о странах Балтии, о государствах, когда-то входивших в восточный блок, о европейских славянах? Они от нас так же сильно отличаются?
– Безусловно, по менталитету те же поляки нам гораздо ближе, чем жители Западной Европы.

Колбасная эмиграция
– Вы считаете, что россияне − счастливее западных европейцев.
– Да, другое дело, что какая-то часть русских любит трагизм, драму и философские глубины, скучно им без этого. Если, к примеру, жизнь у кого-то бедная, вопрос часто ставится не «где бы денег заработать», а гораздо более масштабно, вроде «тварь ли я дрожащая или право имею». Но это не несчастье, это национальное хобби. Вот на Западе люди несчастны без позерства. Жрут в огромных количествах транквилизаторы, антидепрессанты. Но на это мы внимания не обращаем. До чего же любят у нас, ругая наши недостатки, делать из этого безосновательные глобальные выводы «космического масштаба и космической же глупости». Совершенно не понимая при этом, что для других плохо что-то другое. С чем-то у нас настолько хорошо, что мы и представить себе не можем, как у кого-то с этим может быть плохо. Вот так и складывается образ несчастной страны. Под воздействием массового психоза люди нередко уезжают из своей страны просто потому, что их довели до нервного срыва какие-нибудь обыденные мелочи. Опять горячую воду отключили, опять газету из почтового ящика украли, опять сантехники пьяные и так далее. Вплоть до того, что опять президент сказал по телевизору что-то, что не понравилось. Как будто на Западе ничего подобного не происходит. Человек накручивает себя, мелочи становятся вопросами первостепенной важности, приводят к глобальным, безапелляционным и абсолютно необоснованным выводам, вроде «они мне всю жизнь испортили» или «вся молодость в этом дерьме прошла». Тогда и возникает убеждение, что «валить отсюда надо», убеждение иррациональное, не позволяющее реально оценить плюсы и минусы жизни в России и на Западе. Просто «достали», поэтому «валить».
– Мало кто осознает, что в эмиграции неудобных мелочей будет не меньше, а больше.
– Хотя бы в силу того, что это не ваш мир, вы к нему не адаптированы. К тому же, если даже на родине вы склонны периодически впадать в невротичное настроение «достали», в чужой стране будете находиться в нем постоянно: «Америка была бы прекрасной страной, если бы там не было американцев», «Франция – страна глупых мужчин и некрасивых женщин». Пообщайтесь в чатах с теми, кто уехал, поймете, о чем я. Состояние «всё достало» – это проблема внутренняя, а не внешняя. Это лечится отдыхом, психотерапией, переосмыслением своей жизни, но отнюдь не эмиграцией (которая, среди прочего, всегда подразумевает многократное увеличение нагрузки на вашу и без того потрепанную психику).
У обычного русского человека с югом Франции ассоциации исключительно положительные и даже романтические. А в действительности… Вот моя дневниковая запись (дело было в Гренобле в августе 2002-го): «За сигаретами приходится ездить в центр города – продаются они только в специальных табачных ларьках, а в августе все ларьки в округе закрыты, как и вообще всё закрыто – отпуска. Комната на южную сторону, дополнительно нагреваемая холодильником. Днем в ней +50. На улице прохладней, всего +42. В городе забастовка мусорщиков. Окно не открыть – вонь от помойки ужасная. По всему городу гниет на сорокаградусной жаре неубранный мусор. Жарко мусорщикам, вот и не хотят они работать. Непрекращающиеся вопли африканцев на улице, изводящие даже через закрытое окно. Весь день и часов до трех ночи. Господи, когда же кончится эта жара, эта забастовка, эта тоска, эта Франция. Доделать работу и свалить! На север, в Россию!»
– Полезно почитать любителям лозунга «Пора валить!»
– Эти вопли, как правило, вызваны именно такими раздутыми до космических масштабов бытовыми мелочами. Почему француз, сталкиваясь, к примеру, с пробуксовкой французской административной системы, с абсурдными требованиями вроде «предъявить справку о том, что вам не нужна справка», не впадает в депрессию и не кричит, что «валить надо из этой страны»? Почему, если бы такой француз и нашелся, никто не позволил бы ему кричать эти глупости на всю страну в каком-нибудь ток-шоу? Откуда такая невротичная злость по отношению к собственной стране, к своему дому? Сыграли роль десятилетия явной и скрытой прозападной пропаганды и пораженческие настроения. Последние годы, к счастью, пораженчества становится меньше.

Если вы хотите всю жизнь общаться в узком кругу соотечественников и быть отрезанным от многих благ цивилизации в стране пребывания (начиная с посещения театров, заканчивая участием в местной политической жизни), языки можно не учить. Без языка живут полуграмотные крестьяне из Азии и Африки, а также некоторые постсоветские деятели, которые либо сидят на пособии, либо имеют подходящую профессию, от программиста до музыканта. Но это не жизнь, а существование.

Язык
– Вы говорите в книге о том, что за рубежом знание языка нужно как воздух. Один живущий в Берлине русский (он музыкант) мне сказал: я почти не говорю по-немецки или по-английски, мне это не нужно, разве что когда что-то в магазине покупаю. Так, конечно, не все там могут устроиться. Но ведь и многочисленные выходцы из Азии и Африки чаще всего тоже толком языка не знают, вращаются в своем кругу! Может, масса проблем, связанных с языком, возникает тогда, когда приехавший зачем-то хочет стать «настоящим французом»?
– Если вы хотите всю жизнь прожить как гастарбайтер, то есть выполнять малоквалифицированную работу, общаться в узком кругу соотечественников и быть отрезанным от многих благ цивилизации в стране пребывания (начиная с посещения театров, заканчивая участием в местной политической жизни), языки можно не учить. Если же вы хотите жить по-человечески, то чем лучше знаете язык, тем лучше. Без языка живут полуграмотные крестьяне из Азии и Африки, а также некоторые постсоветские деятели, которые либо сидят на пособии, либо имеют подходящую профессию, от программиста до музыканта. Но это не жизнь, а существование. Непонятно, зачем обрекать себя на это. И еще один момент. Некоторые иммигранты любят жаловаться на собственное плохое владение языком, но это не значит, что они его действительно скверно знают. Просто он у них плох, если сравнивать с местным населением, с уровнем носителя. Но при этом знают эти иммигранты язык, как правило, гораздо лучше, чем, скажем, средний выпускник российского университета, собирающийся уехать на Запад.

Мультикультурализм
– Но только вчерашний студент этого часто не понимает. Возможно, главная причина неведения и идеализма − необходимость делать визу (в России загранпаспорта есть только у примерно 17% населения, а более-менее регулярно за границу из них выезжает около 3%), а также организованные поездки, когда большую часть вопросов за туристов и командировочных решают гиды. Жители стран Балтии, имеющие возможность уже много лет ездить туда-сюда, давно избавились от всех иллюзий. Чтоб их не было, надо посмотреть, как на самом деле. Вот как вы, например, приехать, пожить, понять, что не всё устраивает, − и успокоиться.
– Насчет съездить в Европу и посмотреть − не вижу особой проблемы. Визы сейчас дают практически всем желающим. Даже бедные студенты могут ездить по различным студенческим программам. Насчет отмены виз − даже не знаю, хорошо это или плохо. Я в принципе противник сплавления культур, всего этого мультикультурализма. А визовый режим до некоторой степени его сдерживает. Хотя, конечно, частые поездки в Европу вправляют мозги.
– Вас во Францию, в Европу совсем уже больше не тянет?
– Совсем. Ни разу там не был за последние восемь лет. Я вообще напутешествовался. Само собой так получилось: всё, что меня больше всего интересует, есть в Москве. А на то, что интересует в меньшей степени, просто жалко времени. Вот и не езжу никуда. Сначала, в первый год после приезда, были мысли пожить на востоке для разнообразия. Но потом это прошло. Может быть, к старости еще попутешествую, а сейчас и без этого есть чем заняться.
– Некоторые считают, что мультикультурализм приведет к возникновению нового типа человека. Даже если придуман он для того, чтобы успокоить коренных европейцев, люди в Старом Свете через 20, допустим, лет всё равно будут во многом другими, в частности, благодаря влиянию иммигрантов. Ваш прогноз – каким будет среднестатистический гражданин Франции в 2032 году?
– Здесь, пожалуй, надо вспомнить о склонности западных стран к социализму. У нас малоквалифицированный и безынициативный труд стоит ровно столько, сколько он должен стоить − копейки. А там социалисты приняли законы, гарантирующие каждому хомячку сносный уровень жизни. Такая система нежизнеспособна и неизбежно будет рушиться. Что мы и наблюдаем последние годы в Греции, Италии, Испании… В той же Испании безработица среди молодежи 50% − нам такие проблемы и вообразить себе трудно.
В будущем в Западной Европе, безусловно, будет продолжаться падение уровня образования и культуры. Оставив политкорректность, скажем очевидную вещь: эмигранты из стран третьего мира и их дети в среднем гораздо менее окультурены, чем европейцы. Их переезд в Европу приводит к снижению общего уровня. Будет продолжаться исламизация. Фундаменталистский ислам там сейчас − не только религия, но и форма социального протеста, чем и привлекает. Будет, видимо, падать уровень жизни, но он останется сравнительно высоким.
В целом в Европе, думаю, будет просто скучно. Процитирую Ницше: «Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех. “Счастье найдено нами”, − говорят последние люди и моргают… Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы ещё управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно. Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идёт в сумасшедший дом». Вот как-то так я будущее Европы вижу.
– Ницше сошел с ума, как известно. Возможно, был слишком неординарен для того общества. У вас в книге часто слово «скучно» попадается. Но разве люди не сами по себе скучны или веселы? Зачем винить Запад в том, что человеку там скучно?
– Я думаю, не стоит понимать личную ответственность человека за происходящее с ним именно в таком буквальном ключе. Если человек попадает в среду скучных людей, с которыми ему даже поговорить не о чем, вполне естественно, что ему среди них скучно и он о них невысокого мнения.

Женщины и алкоголь
– Вы по-прежнему считаете, что в Западной Европе очень мало красивых женщин?
– Да. Помимо субъективных оценок, в книге приводится еще и ряд объективных наблюдений. Было там, например, про статистику продаж красивого нижнего белья − они его почти не покупают. И так во всем. Конечно, если прийти в Европе на какой-нибудь модный показ, там будут красивые модели. Но обычные европейские девушки сильно уступают нашим как по красоте, так и по заинтересованности в сексуальных приключениях.
– Что касается отсутствия такой тяги, думаю, далеко не все посчитают это минусом. Как, впрочем, и умеренное потребление алкоголя, которое вы в вашей книге расцениваете как недостаток западного мира.
– Задача книги − просто обрисовать истинную картину для тех, кто собирается эмигрировать или только что оказался в шкуре иммигранта. Чтобы, например, любители приключений понимали, куда они едут и чем жертвуют, и не ожидали увидеть в Европе чего-то вроде торжества сексуальной революции. Только и всего. А дальше пусть каждый выбирает то, что ему больше нравится. То же самое касается и алкоголя. Задача книги − не пропаганда пьянства, а доведение до сознания людей простого факта − в Европе, в общем, не принято пить так, как пьют в России. Отъезжающие должны знать об этом и учитывать этот факт.
Беседу вел Владислав Корнейчук,
magazine Gazprom

Оценка: 

0
Голосов пока нет

Свежие объявления

No ad viewed yet.