Сегодня Олегу Ивановичу Далю исполнилось бы 70 лет. Многие коллеги актера сокрушаются о его безвременной кончине в слишком юном возрасте, о несыгранных ролях. Но, возможно, судьба специально распорядилась так, чтобы зрители запомнили Даля не солидным пожилым человеком, а высоким стройным ясноглазым парнем с невероятной пластикой. Он был настоящим «принцем советского кино». Особенно хорошо эту особенность актера отмечали юные зрители, для которых он навсегда остался сказочным Флоризелем. Родился Даль 25 мая 1941 года в состоятельной московской семье. Отец его был потомком «того самого» Владимира Ивановича Даля, построил успешную карьеру в качестве железнодорожного инженера. Мать преподавала в школе. Когда мальчик только появился на свет, родственники, увидев крайне выразительные черты лица мальчика, запричитали: «Ох, какой артист! Жаль, что в мае родился, всю жизнь маяться будет…». Олег в пику «доброжелателям» маяться совсем не собирался. Он мечтал стать «отважным летчиком» или, на худой конец, моряком. Для этого он хорошо учился и активно занимался спортом. Все изменилось в один момент, когда на очередном баскетбольном матче Даль так расстарался, что… сорвал сердце. Об опасных профессиях пришлось забыть. Парень увлекся литературой. Особенно ему нравился роман Лермонтова «Герой нашего времени». В связи с этим произведением родные Даля впервые услышали о его желании стать артистом. Олег мечтал сыграть Печорина. Решение было принято, осталось лишь воплотить его в жизнь. Поступлению в театральный институт мешали проблемы с дикцией. Даль нечетко выговаривал некоторые слова. Целеустремленный парнишка не стал обращаться к специалистам. Путем долгих тренировок Олег сам исправил свой речевой дефект и блестяще сдал экзамены в легендарную «Щепку». Зловещее предсказание родных стало сбываться, когда Даль почувствовал себя настоящим профессионалом в актерской профессии. Он быстро «узнал себе цену». Его не прельщали ни звания, ни награды, ни даже громкие имена режиссеров. Каждый сценарий, который предлагался ему как молодому артисту, он вычитывал скрупулезно и до мелочей примерял на себя. Часто своих персонажей Даль наделял собственными чертами характера. Особенно хорошо это заметно в ранних работах актерах: «Первый троллейбус», «Женя, Женечка и «катюша», «Король Лир». Но не все режиссеры готовы были мириться с непростым характером гения. Из-за собственной принципиальности Олег периодически оставался не у дел. Из-за этого «инородный» артист, как часто называл себя Даль, начинал горько пить. Родные и коллеги увещевали Олега не так строго относиться к себе и к жизни, просили поберечь здоровье. Ведь больное сердце периодически давало о себе знать. Но Даль жил и работал на износ. Очередной расцвет его карьеры пришелся на 1975-й год. В прокат вышли сразу шесть картин с участием актера – «Вариант «Омега», «Горожане», «Звезда пленительного счастья», «Не может быть!», «Военные сороковые» и, наконец, во исполнение мечты детства «По страницам журнала Печорина», где он, конечно же, сыграл главную роль. Но счастье было недолгим. К 80-м у Даля снова случился карьерный спад и, как следствие, длительный запой. Великий артист умер в Киеве в 1981 году от сердечного приступа.
Актерские байки
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИЦЫ
Однажды в Киеве Олег Даль сидел в кафе. Одна из поклонниц его таланта как бы случайно подсела за соседний столик. Покашляла, желая привлечь внимание артиста, но тот не реагировал, продолжал пить пиво.
Через некоторое время поклонница решила действовать более открыто и уронила сумочку. Видя, что артист опять не реагирует, она воскликнула громко:
— Ой, я сумочку уронила! Тогда Олег Даль повернулся к ней и мрачно сказал:
— Дорогая, моя слабость — не женщины, а пиво!
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ
С Олегом Далем случилась какая-то неприятность, и он появился на съемочной площадке с унылым и грустным лицом. Его принялись утешать:
— Олег, напрасно ты расстраиваешься, это просто глупая случайность...
— Нет, — сказал Даль. — Случается в жизни хорошее, а плохое сбывается...
МОРСКАЯ КАВАЛЕРИЯ
Однажды по Калининграду на крытом грузовике ехала со съемок фильма «Женя, Женечка и „катюша"» группа, в составе которой были Олег Даль и Михаил Кокшенов. Вообще, они разыгрывали и подначивали друг друга постоянно, а тут что-то особенно развеселились. И вот в центре города оба спрыгивают на мостовую, впереди бежит Даль в военной бутафорской форме с оружием в руках, следом за ним несется Кокшенов и, выпуская время от времени короткие автоматные очереди, кричит:
— Стой, гад! Сдавайся!..
Прохожие в ужасе прижимаются к стенам, кто-то прячется за деревом, кто-то падает на асфальт, опасаясь шальной пули.
В этот момент со скрежетом тормозит настоящий военный патруль. Даль и Кокшенов бросают оружие на землю и поднимают руки, а начальник патруля немедленно начинает допрос. Дело в том, что оба артиста были одеты в советскую форму времен войны, и это, конечно, больше всего насторожило патрульных.
— Кто такие? — спрашивает начальник патруля, капитан третьего ранга.
— Морская кавалерия, товарищ майор! — козыряет Кокшенов.
— Железнодорожный флот! — в свою очередь объясняет Даль.
— Десять суток ареста, — объявляет им начальник караула. Артистов отправили на настоящую гауптвахту, откуда их вызволили с большим трудом.
СЮРПРИЗ
Рассказывает жена Олега Даля: «Когда мы уже жили в Москве, а моя мама в Ленинграде, мне приходилось часто ездить туда-сюда. Однажды я летела в Ленинград на два-три дня. Олег с утра уже был недоволен, с ним было трудно справиться. Со мной не разговаривал — а мне уезжать. Такси ждет — он бреется. Ни „до свидания", ни поцеловать. Я — в слезы. Так и села в машину, скрывая слезы за темными очками.
И вот я в аэропорту. Голодная, потому что утром кусок не лез в горло, беру кефир и булку. Откусываю кусочек, поворачиваюсь к кефиру, глоток которого я вроде бы уже сделала, а стакана нет. Смотрю и думаю: либо я сошла с ума, либо стакан упал, либо... Поднимаю глаза и вижу напротив себя Олега, который смотрит на меня. Улыбается, а глаза влажные. Я не могла вымолвить ни слова, настолько меня это потрясло. Он понял, что в таком состоянии не может меня отпустить. Махнув рукой на репетицию он схватил такси и понесся следом за мной. Помню, я тогда сказала ему: „Обижай меня почаще, чтобы потом случались такие минуты". И ведь не просто утешил — стащил стакан с кефиром, рассмешил и сделал счастливой».
ПРЫЖОК В ХОЛОДНУЮ НЕВУ
Даль был, конечно, человек со странностями, как и всякий талантливый артист. В последнее время он старался не появляться в людных местах, так как не любил приставаний праздных зевак. Как-то в Ленинграде они жили с режиссером Е.Татарским в гостинице. И вдруг Татарскому кто-то сообщает, что Даля только что видели плывущим в Неве. Дескать, он шел по набережной и вдруг как был в одежде, так и кинулся в реку и поплыл неведомо куда. Татарский бросился в гостиницу и встретил в номере Даля, который развешивал мокрую одежду. «В чем дело?» — «Да шел себе мирно, вдруг какие-то бабы налетели: «Олег Даль! Олег Даль!...», и кидаются на меня за автографами. Я рассвирепел и прыгнул от них в воду. У гостиницы выплыл и пошел в номер...»
Великому Русскому Артисту - Светлая Память!
Комментарии
Хороший человек и в...
Хороший человек и в актёрах может быть хорошим... А сколько хороших людей (даже еще более хороших, т.к. они не актеры) осталось за кадром?
Меня спросят чем плох актёр?
Тем, что он служит власти, создавая условия для рабовладения...
См. ролик: а в ролике третий приоритет концептуальной власти - фактологический (идеологический). Актер в нем одна из первых ключевых фигур. А хорошему человеку скорее поверят, поэтому хороший человек в хороших актерах сделает больше гадостей своему (или не своему) народу!
PS: Кстати, до октябрьского переворота в Российской империи профессия актера была презренной